Ваза и бумажный пейзаж

Сегодня в традиционной рубрике «Ценный экспонат», где Музей СФУ знакомит читателей с наиболее интересными предметами, хранящимися в его запасниках, мы расскажем о двух уникальных вещах, переданных музею Евгением Александровичем ВАГАНОВЫМ. Это глазурованная керамическая ваза — дар университету от корейской делегации и изящно вырезанный из красной бумаги пейзаж с изображением Чонгвинского университета, преподнесённый китайской делегацией. История обоих экспонатов имеет характерную «восточную нотку», а Восток, как известно, дело тонкое…

Корейская ваза

Наверное, археолог, делая описание этой вазы, сказал бы так: «Перед нами амфоровидный, невысокий, плоскодонный сосуд цвета нефрита, с длинным узким горлышком, покатыми плечиками и полым поддоном. Орнаментирован по шейке, тулову и придонной части».

Чтобы больше понять о происхождении нашей вазы, давайте заглянем в историю зарождения корейской керамики и фарфора, которая относится к XV – XVII вв., раннему периоду династии Ли. В древности корейские мастера производили самые разнообразные изделия на гончарном круге: всевозможные кувшины, чаши и посуду, тщательно подбирая для этого глину. Глазурованная керамика того периода имела грязноватый серо-зелёный цвет, так называемый селадон (особый тип глазури, изобретённый в древнем Китае). Корейский фарфор селадон и его инкрустации цветными глинами (техника сангам чхонджа) пользовались огромной популярностью за границей, поэтому в XII в. инкрустированная и глазурованная фарфоровая посуда была одним из главных предметов корейского экспорта.

А керамические сосуды из селадонового фарфора и прочие изделия утвари входили в состав погребального инвентаря.

Позже корейские гончары стали производить высокотемпературную «каменную» керамику с очень прочным звонким черепком. Посуда обжигалась в восстановительном режиме и потому имела ровный серо-зелёный цвет.

Но весь секрет в том, что в Корее при изготовлении сосудов ручной работы большое значение придавалось именно расположению орнамента в разных частях изделия.

У нашей вазы, украшенной рисунками журавлей, орнамент в районе плечиков (имитация резной работы) относится к древнему учению и символизирует галактику или милосердие Будды. Орнамент в районе тулова говорит о мире и мирной жизни. Изображённые здесь облака и журавль обещают счастье и долголетие. Круг означает семью. Журавль внутри круга — это женщина, а журавль за кругом — мужчина.

Корейцы верили, что женщина должна быть преданной своему отцу, затем своему мужу или сыну после смерти мужа. Поэтому в знак преданности женский журавль всегда смотрит в небо, а мужской журавль изображён спускающимся с неба, что подчёркивает его превосходство.

Орнамент в районе поддона (с имитацией ручной работы), изображающий водяную лилию, означает, что землёй и миром управляет любовь Будды.

В древности подобные сосуды использовали как ёмкость для хранения вина. На донной части вазы стоит фирменный знак.

Чунцинская вырезка из бумаги

Чунцинской вырезке из бумаги как виду прикладного искусства — 1500 лет. Её история берёт начало в «Городе на горах» — Чунцине.

Бумажная вырезка предполагает утончённое мастерство и выполняется только вручную. Бывает она двух видов. Первый — вырезание при помощи ножниц, с использованием сразу нескольких листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз). Второй способ — вырезание при помощи ножа: сначала бумагу несколько раз складывают, помещают её на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

Зритель получает истинное наслаждение, глядя на необычную вырезку изображений и узоров. Изящные силуэты людей, фигуры птиц и ажурные листья разных пород деревьев имеют тысячи мелких разрезов и дырочек, которые в конечном итоге создают задуманный художником образ.

Главными сюжетами резного орнамента являются местные герои, животные и морские обитатели, персонажи простонародных сказаний. В древние времена китайцы часто вырезали из бумаги изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах. Подобный обычай до сих пор можно встретить в некоторых местах за пределами Китая. Изображения, вырезанные из бумаги, обычно обладают символическим значением, поэтому они стали частью религиозных ритуалов. Кроме того, эти оригинальные узоры были найдены в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.

Культура традиционной бумажной вырезки не только передаёт удивительное очарование китайской культуры, но приносит выручку стране. Бумажное искусство популярно и среди китайцев, и у их зарубежных друзей. А чунцинская вырезка из бумаги стала основным занятием этого города. В августе 2010 года технология чунцинской бумажной вырезки пополнила «Реестр объектов нематериального и культурного наследия человечества» ЮНЕСКО.

Хранящийся в СФУ искусный пейзаж Чонгвинского университета, с различной комбинацией вырезов по тонкой красной бумажной текстуре, демонстрирует нам сложное и неповторимое традиционное искусство Поднебесной в его современной интерпретации.

Е.В. КОЛЕСНИКОВА, методист
В следующем году Музей СФУ отметит 10-летие. Череда юбилейных мероприятий откроется выставкой, на которой будут представлены подарки, в разное время сделанные университету.

Похожие материалы