Геологический романс Ольги ПЕРФИЛОВОЙ

Выходы в маршруты с тяжеленным рюкзаком за плечами, подъёмы на опасные хребты, сбивающий с ног ветер, заставшая на самой вершине гроза, преодоление стремительных горных рек, полчища голодных комаров и мошки — согласитесь, это удел мужчин, но никак не женщин.

Вот уже более сорока лет доцент кафедры геологии, минералогии и петрографии ИГДГиГ СФУ, кандидат геолого-минералогических наук Ольга Юрьевна Перфилова выходит на нелёгкую, полную приключений и опасностей, но любимую работу в поле. Карабкается по отвесным склонам со специальным оборудованием, ставит палатку, разжигает костёр. Романтика есть в экспедициях, но геология — это ещё и непредсказуемость, и борьба за выживание в экстремальных условиях. То непогода, то не прилетел самолёт, то утонула в бурной тувинской реке машина с провизией. Геологи живут в реальности, которая дополнена неписаными правилами и неожиданностями.

Выбор на всю жизнь

Если вы смотрели фильм «Территория» — экранизацию одноимённого романа Олега Куваева, то могли заметить: в финале, уже на титрах, идёт серия чёрно-белых документальных снимков. На одном из них наша героиня — молодой геолог в полный рост.

— Благодаря этому снимку я попала в историю кинематографа, — шутит Ольга Юрьевна. — Как геолог я долго работала в Западном Саяне (запад Тывы), в Кузнецком Алатау. На Дальнем Востоке была во время практики.

Она вся светлая, улыбчивая, позитивная. С будущим мужем Михаилом Львовичем МАХЛАЕВЫМ — потомственным геологом в третьем поколении (доцент кафедры геологии, минералогии и петрографии ИГДГиГ СФУ) — познакомилась на первом курсе Ленинградского университета. Вместе делали стенгазету «Рюкзак» и писали в неё «достаточно серьёзные статьи». Иногда газета получалась длиной этак в 20-30 листов ватмана. На третьем курсе поженились, на четвёртом родилась дочь, а на пятом — сын. Академический отпуск Перфилова не брала, ей предложили остаться в аспирантуре, потому что училась на отлично.

Почему Ольга выбрала суровую не женскую профессию?

— В школе нас увлекла геологией учительница географии и старшая пионервожатая в одном лице, — рассказывает ветеран геологии. — Она вела геологический кружок. С четвёртого класса и до конца школы я там занималась. Мы часто отправлялись в походы. На Урале много интересных мест. Педагог возила нас в Нижний Тагил, в Екатеринбург, знакомила с музеями. Побывали мы в деревне Мурзинка, где в старых копях много драгоценных камней, в Ильменском заповеднике. Неудивительно, что по окончании школы половина выпускников пошли учиться в Свердловский горный институт. Я же поступила в Ленинградский госуниверситет, потому что увлеклась трудами А.Е. ФЕРСМАНА по занимательной минералогии и хотела стать именно минералогом. Ни разу не пожалела о выборе. Почти 30 лет проработала на геологической съёмке разных масштабов. На моём счету — три государственные геологические карты миллионного масштаба нового поколения и три государственные геологические карты двухсоттысячного масштаба.

Сказка о минералах

С 1991 года О.Ю Перфилова и её муж проводили занятия геологического кружка в гимназии № 13 «Академ». А с 2011 года в СФУ при Институте горного дела, геологии и геотехнологий работает созданный по инициативе О.Ю. Перфиловой клуб юных геологов имени Р.А. Цыкина, в котором сначала занимались ребята с 3 по 11 класс, а сейчас принимают и малышей с четырёх лет из всех районов города.

— Дети в этом возрасте очень любопытны, им всё интересно, — поясняет Ольга Юрьевна. — И даже если потом они не станут геологами, знания пригодятся. Занятия проходят в игровой форме. Например, у нас есть тиранозавр, который «заглатывает» мелких сородичей (но ни один не пострадал, потому что в животе дверца, откуда все скормленные вынимаются). «Рисуем» портреты минералов, изучаем их свойства, устраиваем «извержения вулканов» на столе, выращиваем кристаллы, показываем детям безопасные химические опыты. Кроме того, учим детишек сочинять сказки, строить длинные, не эсэмэсочные предложения. Занятия в клубе бесплатные и проходят в корпусе СФУ по адресу пер. Вузовский, 3. Начиная с третьего класса наши ребята уже выступают на краевых геологических олимпиадах. Победитель предыдущей олимпиады для школьников Игорь АКУЛОВ в этом году поступил в ИГДГиГ.

Мы с ребятами участвуем в создании и охране природных памятников в окрестностях Красноярска. Здесь уникальный район! По сути — музей под открытым небом. В 2018 году при нашем участии получила статус памятника природы регионального значения Чёрная Сопка. Мало кто знает, что за ТЭЦ-2 на северном склоне Торгашинского хребта — уникальное Торгашинское местонахождение раннедевонской флоры (отпечатки самых первых растений на суше) — памятник природы мирового значения. При этом здесь в карьерах ведётся разработка известняка. В ноябре 2019 года состоялись общественные слушания по созданию и здесь памятника природы.

Занятия в клубе наряду с мэтрами ведут их бывшие ученики — ассистент кафедры ГМиП Эльвира СПИРИДОНОВА (лауреат премии мэра 2008 г.), аспирант Борис ЛОБАСТОВ, студенты ИГДГиГ, а также геолог 1 категории Сибирского ПГО ОАО «Росгеология» Ольга КАРНАУХОВА (лауреаты той же премии 2010 г.). Её брат пятикурсник Евгений КАРНАУХОВ сейчас президент клуба; он занимался в клубе с детского сада и дважды становился лауреатом премии президента России в поддержку талантливой молодёжи. А Борис Лобастов в 2012 году побывал в Стокгольме на вручении нобелевских премий как победитель национального этапа соревнований на лучшую научно-исследовательскую работу школьников «Шаг в будущее».

Воспитанники клуба участвуют во всероссийских полевых олимпиадах юных геологов. В Красноярске в 2007 году и в Тюмени в
2015-м красноярская команда заняла третье место, опередив почти 40 команд, включая зарубежных участников.

— Ближайший слёт юных геологов состоится в Екатеринбурге. Мой старший внук трижды в них участвовал (в прошлом году он поступил на геологический факультет МГУ и первую сессию сдал на отлично). Отец и дед мужа были геологами, докторами наук. Причём Лев Васильевич МАХЛАЕВ стоял у истоков нашей кафедры. Так что династия продолжается! — с гордостью сообщает Ольга Юрьевна.

За методические разработки «Весёлая палеонтология» и «Весёлая минералогия» Ольга Перфилова не раз отмечена грамотами.

Тайна потухших вулканов

Сейчас Ольга Юрьевна выезжает в поля реже — не на полгода, как раньше, а от трёх недель до месяца. Много времени уходит на работу по гранту РФФИ.

— Совместно с сотрудниками Института геохимии им. А.П. Виноградова (г. Иркутск) и коллегами из Томского национального исследовательского университета мы занимаемся вулканизмом минусинских впадин, — рассказывает О.Ю. Перфилова. — Там сосредоточены месторождения алюминия, связанные с вулканическими породами, образовавшимися 400 миллионов лет назад. Мы их пристально изучаем. Два трёхлетних гранта отработали, а в прошлом году выиграли ещё один, также на три года.

Представьте себе: очень давно и в окрестностях Красноярска был мощный вулканизм. Изливались лавовые потоки в сотни метров толщиной. Накопилась толща базальтов и других вулканических пород в три километра в районе Дивногорска. А выходы древних вулканических пород тянутся от дачного массива Боровое до Дивногорска. На Николаевской сопке неподалёку от кампуса СФУ разрез пород больше двух километров.

Мы изучали этот район со студентами и школьниками, есть публикации. С вулканическими породами связано много полезных ископаемых — это и золото, и медь, и молибден, и полиметаллы. Поэтому если определить, где были центры древних извержений, легче будет искать руды.

Улыбка природы

Улыбка природы

Кстати, сейчас много спекуляций по поводу изменения климата. Моё личное мнение: если бы даже человек исчез как биологический вид, ничего бы не изменилось. Вулканы выбрасывают за год в атмосферу столько парниковых газов, что вся промышленность по сравнению с этим — ничто. Мы живём на планете в относительно прохладный промежуток, который составляет не больше двух процентов геологической истории, остальное время средняя температура на Земле была плюс 30–40 градусов по Цельсию.

Геология тесно связана с нашей повседневной жизнью. Чиновников постоянно ругают за ямы на дорогах, но никому и в голову не приходит, что на самом деле дороги разрушаются не сверху, а снизу. Важно, какие геологические процессы протекают глубоко под асфальтом.

По просьбе администрации Красноярска в 2016 году силами студентов мы провели перепись всех подпорных стен в городе (оказывается, никто не знает, сколько их!), и я одну такую «пизанскую» стенку знаю в районе гимназии «Универс» на Копылова. А там активное автомобильное движение, дети идут в детсад и в школу. Она опасна, особенно весной!

Грани профессии

Геолог должен уметь рубить дрова, копать ямы, ставить палатку, строить мост через бурную реку и ещё много чего. Необходимы знания о звёздах, о лекарственных травах, а умение фотографировать — важнейший инструмент. Пейзажные снимки О.Ю. Перфиловой — настоящие шедевры, не раз демонстрировались на выставках в музеях Красноярска. Однако главное, что должен уметь каждый геолог, — это не растеряться в экстремальной ситуации, принять единственно верное решение.

— Было много опасных случаев во время полевых работ, — вспоминает Ольга Юрьевна. — Обычно геолог ходит вдвоём с маршрутным рабочим (приходится носить много тяжёлых камней). Но в 90-е годы в связи с кризисом мы ходили в одиночку. Помню, в Кузнецком Алатау я вышла к медведице с двумя медвежатами. А те любопытные, бросились стремглав ко мне. Вижу: медведица уже встала на задние лапы. Начинаю соображать: что делать? Вспомнила! В рюкзаке лежал котелок. Некогда было уже вынимать его оттуда, благо в руке молоток: сквозь рюкзак стала стучать по котелку. Звери испугались и убежали.

Однажды был сильный ветер. Мы только затопили печку, как ветром снесло трубу. Огонь удалось погасить быстро, но с тех пор трубу научились закреплять как следует. Без печки в полях никуда — из маршрутов выходишь мокрый. В высокогорье вода замерзает даже в июне, весь сезон в горных районах работаем в телогрейках.

Фото Ольги Юрьевны Перфиловой «Мороз»

Фото Ольги Юрьевны Перфиловой «Мороз»

Фундамент любой профессии

Ольгу Юрьевну беспокоит будущее любимой науки и специальности.

— Россия — единственная страна из числа развитых, где нет предмета «геология» в средней школе. А вот в царской России геология и минералогия преподавались не только в гимназиях, но даже в кадетских корпусах. У нас выросло не одно поколение учителей географии, которые убеждены: геология — это маленькая часть географии, — сожалеет Перфилова. — На самом деле всё наоборот! География изучает тоненькую оболочку на стыке гидросферы, литосферы и атмосферы. А геология — всю нашу планету и другие космические тела.

Не все знают, что метеориты исследуют вовсе не астрономы, которых только траектория движения интересует, а состав изучают как раз геологи. Когда в 2013 году упал метеорит «Челябинск», коллеги из Южно-Уральского федерального университета поделились с нами образцами. Мы с Павлом Николаевичем САМОРОДСКИМ и Борисом Лобастовым сделали тоненькие срезы (шлифы) и написали статью, которую в 2014 году в Челябинске на конференции представил Борис. За этот доклад Министерство экологии и радиационной безопасности Челябинской области подарило нашему институту фрагмент метеорита весом 214 граммов. Кусочек хранится в геологическом секторе Музея СФУ, и мы продолжаем его исследовать.

Сейчас Ольга Юрьевна готовит докторскую диссертацию. Прощаясь, напомнила, что за рубежом даже будущим журналистам обязательно преподают в вузе геологию.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы