Учёба в Европе в условиях пандемии

В начале февраля несколько сотен человек со всего мира — стипендиаты программы академического обмена Erasmus — приехали на юг Испании, в город Кадис. Это небольшой городок-крепость на острове, который считается одним из самых старинных в Европе: отсюда в своё плавание отправился Колумб. Среди стипендиатов была студентка ИЭУиП СФУ Екатерина ГАВЕНКО, которая вспоминает о своём незабываемом опыте.

Коронавирус по-испански

Как и для всей остальной планеты, коронавирус внёс в нашу жизнь свои коррективы. Естественно, университет закрылся на карантин, причём всего спустя месяц после нашего прибытия в страну, так что физически присутствовать на занятиях удалось не так часто, как хотелось бы. Вместе с Университетом Кадиса закрылись все банки, магазины одежды, школы, детские сады. Не прекратили свою работу разве что продовольственные магазины.

С самого начала карантина в Испании было введено военное положение, и в Кадисе можно было встретить военных в полной экипировке и полицейских, которые патрулировали улицы и при помощи мегафонов просили незадачливых гуляк немедленно покинуть пляжи.

С первых дней большинство жителей города надели защитные маски с перчатками и начали соблюдать дистанцию; такая обстановка сохранялась вплоть до моего отъезда обратно в Россию. К мерам предосторожности все относились максимально серьёзно.

Ради соблюдения дистанции у входов в продуктовые магазины стояли охранники, которые следили за заполнением залов и запускали людей по очереди. Очередь могла тянуться на несколько десятков метров (все стояли друг от друга на должном расстоянии), однако всегда довольно быстро продвигалась вперёд.

После первого месяца практически полной самоизоляции людей правительство Испании решило ввести послабления. Были оглашены временные интервалы для каждой категории населения, чтобы люди могли заниматься спортом на улице или выйти на прогулку в радиусе одного километра от дома. Так, всем от 18 до 65 лет можно было находиться на улице с 6 до 10 утра и с 8 до 10 вечера.

Университет хоть и был закрыт для занятий, международный офис каждый раз присылал переведённые на несколько языков изменения в постановлениях о карантине, а также предоставлял официальные документы, подтверждающие цель визита в банк, когда пришло время получать очередную часть стипендии, чтобы мы могли показать эти документы полицейским.

Выбирая модуль

Учёба в Университете Кадиса показалась мне более сложной, чем в России. Здесь система оценивания жёстче, и «отлично» не ставят практически никому. Ни у одного из моих одногруппников не было 10 баллов за курс. Зато сам процесс обучения мне показался интереснее, чем российский. Здесь много практики, и все задания скорее являются прикладными. Нет простого оттачивания расчётов или заучивания терминов, вместо этого преподаватели используют геймификацию и представляют задачи в виде кейсов.

При этом у меня опыт обучения отличался от большинства. Дело в том, что в СФУ я изучаю международный менеджмент и испанского языка не знаю. В связи с этим из всего списка предметов на английском языке мне перезачёлся бы один предмет. Поэтому я выбрала два предмета, близкие к экономической сфере, которые преподавались на факультете делового администрирования, а остальные предметы взяла на гуманитарном факультете — просто те, которые приглянулись по описанию. В результате помимо сессии в Испании мне пришлось практически полностью дистанционно закрывать ещё две сессии с моими российскими одногруппниками, так как у меня модульная система
обучения. Было сложно, но зато я убедилась, что нет ничего невозможного.

Случилось так, что один из предметов гуманитарного факультета был посвящён расизму, мультикультурализму и проблеме неравенства в обществе. Было одновременно интересно и прискорбно изучать это, наблюдая за разворачивающимися событиями в Америке, связанными с убийствами полицейскими темнокожих.

Помимо широкого спектра предметов на испанском и английском университет предлагал курсы испанского, и те ребята, у которых не было проблем с расписанием, смогли их посещать и даже с нуля поднять свой уровень.

Практика и командная работа

Как я уже сказала, учёба в Испании полна проектов и ориентирована на практику.

Здесь много групповой работы, и зачастую ваша оценка будет прямо зависеть от работы всей команды. Такой подход подталкивает студентов к мотивированию своих одногруппников и заставляет действительно работать всю команду, потому что на защите проекта сразу становится понятно, работали ли над ним вместе или нет. За незнание материала хоть кем-то из группы или неуверенность повествования преподаватели снижают оценки всем.

Так, наш преподаватель по международному менеджменту считала, что лучший способ усвоить материал — это научить ему других. Именно поэтому нас разделили на группы, и мы должны были каждое занятие представлять главу из учебника со стороны теории и со стороны практики. На каждую главу приходилось две группы соответственно. В результате каждая группа снимала 40-минутное видео и потом отправляла его преподавателю, после чего оно выставлялось для всех. Это задание весило 30% общей оценки.

Помимо данного задания вся группа в 30 человек, из которых испанцев было только человек 10, должна была коллективно создать хорошо оформленный новостной блог с оригинальными текстами об экономике и менеджменте. Здесь каждому пришлось быть максимально организованным, ведь если кто-то не справлялся с работой, и его имя не было указано в авторах блога, ему не засчитывался весь предмет.

А по аудиту, например, мы в мини-группах проверяли финансовые отчётности реальных крупных международных компаний.

Дружба народов

На предметах, близких мне по профилю, из России я была одна, но были ребята из других стран СНГ, преимущественно из Украины. Во время учебного процесса наибольшую активность проявляли именно они.

На одном из предметов я познакомилась с девушкой из Украины, которая тоже изучала международный менеджмент. Наше расписание практически полностью совпадало, так что мы постоянно работали вместе, что особенно заинтересовало преподавателя по мультикультурализму. Он довольно долго нас расспрашивал об отношениях между нашими странами, о возможной предвзятости и потом в течение всего курса часто вспоминал нас как пример.

Про сиесту и культуру отдыха

Если коронавирус был очевидной проблемой, то сиеста неожиданно доставила почти такое же количество неудобств. Сиеста для испанцев — это что-то сакральное. Во время неё люди не спят, а обедают, навещают свои семьи или ходят в магазин за продуктами. Многие ходят на пляж или сидят в прохладных скверах. К сожалению для туристов, работники всех сфер тоже проводят сиесту в своё удовольствие. Так, в большинство заведений невозможно попасть с двух часов дня и до восьми вечера. Это распространяется на магазинчики с одеждой, продуктовые лавки, аптеки и даже банки. В сиесту работают только большие сетевые магазины или супермаркеты.

Хотя в университете обеденный перерыв между занятиями длился всего час, из-за общего сонного настроения нас тоже неизменно клонило в сон на послеобеденных занятиях. Кроме того, университет не проводил занятий ни по пятницам, ни по выходным. По воскресеньям же во всём городе сложно отыскать открытое заведение — такое ощущение, что сиеста тянется целый день. Однако судить испанцев нельзя. Спокойный и непринуждённый ритм жизни позволяет им сохранить молодость и здоровье, а также делает их счастливее, что чувствуешь, просто встречая людей на улице.

Здесь все катаются на велосипедах, плавают, играют в пляжный волейбол и арендуют доски для сёрфинга. Студентам из других стран тоже есть чем заняться: во многих городах работает организация Erasmus Student Network, которая постоянно устраивает различные мероприятия — от интернационального ужина и бесплатных уроков латинских танцев до турниров по пляжному волейболу и поездок в соседние страны.

Итак, подумайте над участием в программе академического обмена. Тем более если вы получите стипендию, она покроет абсолютно все расходы. Вы сможете подтянуть язык или выучить новый, попутешествовать, познакомиться с людьми из разных стран и просто получить незабываемый опыт и море впечатлений. А ещё вы сможете включить сертификат об учёбе по обмену в своё резюме. Пишите заявку и, главное, ничего не бойтесь.
Екатерина ГАВЕНКО