Пусть седьмой будет «крайним»

Из пяти изданий Сибирского федерального университета, получивших награду в общероссийском конкурсе «Университетская книга-2020» (итоги были объявлены 8 октября в Екатеринбурге), одно было отмечено сразу в двух номинациях — «Лучший издательский проект» и «Лучшее издание по транспорту». Хотя скорее это книги об истории. Речь идёт о серии «Авиация Красноярского края в документах архивов, публикациях и фотографиях».

Документальное издание вышло в семи томах (а не в четырёх, представленных на конкурс). В него вошли документы Государственного архива Красноярского края, публикации газеты «Красноярский рабочий» и других региональных изданий, фотографии 1923–1950 гг., зафиксировавшие зарождение и деятельность всех видов авиации в Енисейской губернии и Красноярском крае.

Как отмечает автор-составитель издания В.В. ФИЛИППОВ, использованы исключительно первоисточники с профессиональной археографической обработкой документов, выполненной ведущими архивистами края.

Тома скомпонованы по видам авиации и временным периодам, поэтому могут использоваться как в серии, так и по отдельности. Общий объём — 3244 страницы. Самые увесистые — том 2 и 5.

Вот названия каждого тома.

Том 1. ОДВФ, «Добролёт» и первые самолёты в Енисейской губернии в 1923-1928 гг.

Том 2. Полярная авиация в Енисейской губернии и Красноярском крае 1929-1938 гг.

Том 3. Полярная авиация в Красноярском крае 1938-1945 гг.

Том 4. Гражданская авиация в Красноярском крае 1938-1942 гг.

Том 5. Рекордные перелёты 1920-1930 гг. Красноярский аэропорт 1929-1945 гг. Гражданская авиация в Красноярском крае 1946-1950 гг.

Том 6. Ведомственная авиация в Красноярском крае 1934-1950 гг.

Том 7. Авиационные заводы и военная авиация в Красноярском крае 1934-1950 гг.

Мы связались с автором — сейчас он живёт в Москве. Бывшего военного авиационного инженера, подполковника запаса Вячеслава Викторовича Филиппова уже вполне можно назвать писателем — он опубликовал 36 книг (в основном — по истории края и его авиации в период Великой Отечественной войны, истории АЛСИБа, но не только), а также бессчётное количество статей в СМИ, в том числе в газетах СФУ «Новая университетская жизнь» и «Сибирский форум. Интеллектуальный диалог». Мы восхищаемся этим неутомимым человеком! И с радостью узнали, что недавно В. Филиппову были вручены медаль «Генерал армии Хрулёв» Министерства обороны РФ за военно-исторические издательские проекты, а также медаль Министерства обороны Республики Абхазия — за расширение исторических знаний о вкладе Абхазии в Победу в Великой Отечественной войне, сохранение памяти о сражавшихся с фашизмом уроженцах Абхазии и укрепление дружественных связей между Абхазией и Россией. Круто.

Автор и его труды

Автор и его труды

Но вернёмся к семитомнику. Мы задали Вячеславу Викторовичу 5 вопросов: 1) Почему потребовалось 7 книг? 2) Сколько лет вы над ними работали и каким образом? 3) Чем особенно гордитесь? 4) Теперь это исчерпывающая энциклопедия или только какая-то часть материалов? 5) Люди, увы, всё меньше интересуются историей. Почему это делаете вы и кому адресованы ваши книги?

Вот что он ответил.

— Идея сделать серию сборников документов по истории авиации региона возникла у меня ещё в 2014 году после того, как благодаря поддержке начальника Красноярского управления Росавиации Сергея Васильевича РОДЬКИНА удалось выпустить первую основательную книгу по истории авиации к 80-летию края «Наши славные крылья». Выпуск книги финансировали наши региональные авиакомпании и аэропорты, и она получила одобрение и высокую оценку у профессионалов лётного дела.

К моему большому удивлению, до этого момента именно хронологической истории красноярской авиации, основанной на архивных источниках и дополненной биографиями и фотографиями непосредственных участников событий, за такой огромный период никто и не делал. Выходили сборники очерков, статьи в газетах, художественные произведения советских времён, но это были большей частью «истории, написанные со слов», а следовательно с нестыковками по датам, ошибками в именах-фамилиях, бедно иллюстрированные и сильно цензурированные соответственно тому времени. Так как я в первую очередь «искатель интересных фактов» и «архивная мышь», то решил развить тему подробнее, ведь авиация многогранна. А в процессе работы с архивными документами я сам для себя не переставал открывать всё новые истории.

Ещё готовя к печати книгу «Наши славные крылья», я перелопатил, наверное, 99% документов Красноярского госархива, имеющих отношение к авиации (кроме не выдаваемых по причине ветхости или реставрации), и весь газетный фонд 1920-1950 гг. Красноярской краевой библиотеки, делал выписки и сканы. В книгу же вошла малая часть по причине ограничения количества страниц. А ещё за многие годы скопилась большая коллекция фотографий и документов из других государственных и ведомственных, личных архивов и коллекций, купленных на блошиных рынках и аукционах коллекционеров, полученных от самих авиаторов и их семей. Для меня всё это было настоящим сокровищем (особенно я ценил и ценю лица — фотографии людей красноярской авиации ранних лет), и это сокровище просилось «в народ».

Пару лет всё свободное время проводя в архиве, подружившись с архивистами и библиотекарями, я заразил их авиацией и узнал, что Красноярский госархив имеет возможность в сотрудничестве с высшим учебным заведением раз в год выпустить монографию на основе документов архива. Вот тогда и предложил начальнику отдела Татьяне Ивановне МИРОШНИКОВОЙ свою тему. Идея понравилась, и работа началась.

Подборки по томам были у меня уже большей частью готовы. Это был совместный долгий и кропотливый труд с работниками архива. Ведущие архивисты Ксения ЛИПАТОВА и Светлана КУХТА потратили уйму сил и времени на профессиональную археографическую обработку документов, выбранных мной для сборников. Мы полагали, что сможем издавать не более одной книги в год, и тогда всё это заняло бы семь лет. Но появились счастливые стечения обстоятельств: благодаря поддержке директора Военно-инженерного института СФУ Евгения Николаевича ГАРИНА получилось издать все семь томов за три года с 2016 по 2018 гг.

Считаю эту серию неплохим и полезным справочником по истории красноярской авиации. Составлена она со всеми ссылками на источники.

Временной период 1923-1950 гг. выбран обоснованно — это было время первых, время становления авиации на крыло, время не только мирной жизни, но и военных конфликтов и самых тяжёлых испытаний нашей Родины — Великой Отечественной войны 1941–1945 годов.

В семи томах серии ВПЕРВЫЕ в вводных статьях и первоисточниках отражены история и хроника работы ВСЕХ видов авиации на территории нашего огромного края — гражданской, полярной, военной, всего многообразия ведомственной (а это авиационные подразделения НКВД-МВД, Наркомата рыбной промышленности, Наркомата лесной промышленности, Главного управления геодезии и картографии, Гидрометеослужбы, Осоавиахима). Не забыт и знаменитый в своё время и единственный в стране авиаремонтный завод полярной авиации имени Г.Т. Побежимова.

Среди фактов из жизни и деятельности красноярских авиаторов — и яркие подвиги, и досадные оплошности, и рутинная тяжёлая работа, особенно на Крайнем Севере, без которой наша страна не выстояла бы в эти непростые годы.

Самым большим удовлетворением от сделанной работы стала возможность рассказать о первопроходцах, о первых пилотах нашей Енисейской авиалинии, тем более что имена большинства из них, к сожалению, практически неизвестны нам, сегодняшним современникам.

Особенно рад тому, что удалось опубликовать много фотографий людей, ранее малоизвестных, но ведь они были ПЕРВЫМИ в те самые годы расцвета отрасли — 1930-1940-е. Большинство из них ушли из жизни молодыми (репрессии, лётные происшествия, войны и военные конфликты), но они заслужили нашу добрую память. И я вам скажу: многие из фотографий этих людей — единственные, которые остались. И я рад, что смог их разыскать.

Теперь у каждого, взявшего в руки томик серии, будет возможность посмотреть в глаза тем самым «вторым после бога» сталинским соколам, таким счастливым своей причастностью к свершениям первых пятилеток и таким гордым своей принадлежностью к лётному племени…

Да, пожалуй, это энциклопедия — достаточно полная, но далеко не исчерпывающая. По условиям издания использованы фонды только Красноярского госархива, документы из других архивов и музеев в сборники не включались. Поэтому надеюсь, что седьмой том — не последний, а как говорят суеверные лётчики, всего лишь «крайний» в серии книг об истории красноярской авиации. У неё ещё множество малоизвестных и малоизученных страниц. Так, серия ограничивается 1950 годом, а ведь после было ещё много интересных лет. Одни только высокоширотные экспедиции в Арктику красноярских лётчиков 1970-1990 годов чего стоят! Так что всё ещё впереди!