Обложка

Наука в комиксах

Кто это делает и зачем

Представьте роковую женщину в стиле хичкоковского нуара. В руках зелёная светящаяся в темноте колба, направленная на гангстера. Так выпускник ИАиД Илья ВАЩЕНКО увидел и передал в комиксе суть научного исследования про сорбент, реагирующий исключительно на токсичный цинк, который нужно извлекать из воды, чтобы никто им не отравился.

Вот уже три года наш университет благодаря комиксам доходчиво и с юмором рассказывает об интересных научных исследованиях и разработках учёных СФУ.

А начиналась комиксиада в стенах вуза с творчества магистрантов Института архитектуры и дизайна, обучающихся по программе «Визуальные коммуникации (Цифровое искусство)» в рамках направления «Градостроительство». Однажды преподаватель дисциплины «Экология и цифровое искусство» Наталья УНАГАЕВА предложила ребятам поэкспериментировать и выполнить курсовые в виде научных комиксов. Студенческое творчество не осталось незамеченным.

— Мы посмотрели работы, и некоторые нас впечатлили: понравилась рисовка, форма подачи, юмор, который использовали ребята, — говорит научный коммуникатор СФУ, специалист университетской пресс-службы и менеджер проекта по созданию научных комиксов Татьяна МОРДВИНОВА. — Где-то были комиксы в чистом виде и по рисовке, и по оформлению — со спич-бабблами и короткими ёмкими репликами. Где-то больше смахивало на плакат в стиле «Береги природу». Студенты, как мы обратили внимание, в основном брали за основу тексты научных релизов с нашего сайта, связанные с экологией и биологией. Очевидно, эти темы показались им подходящими, потому что их легче визуализировать. Физика, химия, математика поначалу никого из художников не заинтересовали.

Мы выбрали несколько авторов, предложили им сотрудничество, и я взяла над ними кураторство — помогала прописывать сюжеты, реплики, мы трудились над образами, чтобы сделать их более выразительными, понятными, интересными.

Три года назад у нас случился первый выпуск комиксов ко Дню науки, и мы его выложили на сайт. Одобрение получили и от студентов, и от преподавателей. Оценки были: «мило», «интересно», «ново», «свежо для университета». Например, когда доктор биологических наук Наталья КИРИЧЕНКО увидела своих галловых тлей в стиле французского кабаре, они ей безумно понравились. Хорошо восприняла комикс по мотивам исследования цветка ветреницы енисейской доктор биологических наук, профессор Ирина ЯМСКИХ. Нам не встретилось ни одного плохого комментария. И на следующий год, когда планировали мероприятия по популяризации науки, я как менеджер целенаправленно взялась за этот проект.

Вначале в нашей команде были только магистранты ИАиД. Потом к проекту присоединился профессиональный художник, выпускник университета Илья Ващенко, сотрудник известной в Красноярске проектной мастерской «А2». И мне кажется, наши комиксы сразу «повзрослели». Например, Илья нарисовал полюбившиеся многим истории про галловую тлю и про мамонта. Сейчас в команде ещё один сотрудник «А2», наша выпускница Анастасия Кушнир. Думаю, многие оценили её комикс «В Арктике всё спокойно». Это история о том, как искусственный интеллект помогает предотвратить аварии на трубопроводах и другие непоправимые вещи, которые могут нарушить хрупкую арктическую экосистему.

Когда мы готовили третий выпуск, подключился Институт математики и фундаментальной информатики. Это было наше желание — расширить темы. Потому что экология и биология — хорошо и понятно, а вот математика — это хорошо, но непонятно. Особенно тем, кто относит себя к гуманитариям. Я посмотрела паблик института ВКонтакте, где математики выкладывают много разных иллюстраций с антропоморфными белками. Оказалось, что в ИМиФИ есть молодая художница, магистрант Аня ПОЛОВИНКИНА. Мне понравилось, как она рисует, и мы решили специально под неё прописать несколько сюжетов. Комикс про студента и мультивселенную довольно сложный, но для математиков он вполне понятен. Там несколько версий развития событий. Студент (мы его назвали Белк) сначала видит себя получившим плохую оценку на экзамене, затем получившим хорошую оценку и наконец — видит себя где-то на юге, восседающим на берегу моря. Три описанные реальности, оказывается, существуют совершенно не противоречиво; всё это вписывается в реляционную семантику возможных миров современного философа и логика Сола Крипке, на которую опиралась Аня. И речь в «лёгком» комиксе идёт фактически о моделировании (интерпретации) логических систем при помощи графических структур — фреймов. Каждый фрейм состоит из «миров» — возможных временных состояний.

— Интересна сама технология производства комикса. Как рождается идея?

— Я захожу в университетскую информационную систему «Прометей», выбираю темы для научных релизов. Допустим, выбрала 10 тем, которые мне кажутся интересными и по которым статьи опубликованы в высокорейтинговых авторитетных научных журналах. Связываюсь с авторами. Некоторые охотно соглашаются участвовать в подготовке научного релиза. С ними мы и сотрудничаем, переводя научные открытия на общедоступный «популярный» язык.

Готовые релизы выставляем на сайт и смотрим, что из этого визуализируемо.

Если это сложные темы (например, нанотехнологии или чисто теоретические исследования по физике), их непросто переводить в визуальный формат.

А если это, например, экология, биология, гуманитарные науки, искусство, искусственный интеллект, темы, связанные с физической культурой и спортом, с металлургией, нефтедобычей, то они достаточно понятны. И я как человек, который работает со сценарной частью, с текстами, имею право выбора. С учёными мы обсуждаем темы исследований, только когда пишем релизы на сайт. Когда дело доходит до комиксов, мы всё же сотрудничаем преимущественно с художниками.

— Есть ли научные комиксы в других вузах?

— Я смотрела комиксы некоторых иностранных университетов. Всё же мода на комиксы, в том числе научные, родилась там. Развита комикс-культура и в России, например в Сколтехе. У них был совместный комикс-проект с журналом «Кот Шрёдингера». Знаю девушку, Евгению ЩЕРБИНУ, которая для порталов «ТАСС Наука» и «N+1» делала комиксы. Мы связывались с ней, и она многое нам рассказала о своей «кухне». Встречаются любители, которые сами занимаются наукой и параллельно рисуют.

— Что даётся легко, а что сложно в процессе производства комиксов?

— Сложно организовать рабочий процесс. У художников мышление образное, у меня вербальное, а у математиков вообще какой-то третий тип мышления. Всё это надо свести воедино и получить нужный результат.

Тут выручают популярные медиаобразы, отсылки к фильмам и поп-культуре. Скажем, если мы обращаемся к комиксу про искусственный интеллект («Улыбка Моны Лизы»), это отсылка к фильму-антиутопии «Эквилибриум». А если про экологию, то к фильму «Флаббер-попрыгунчик». Мы работаем и со студентами, и с преподавателями, которые взрослели в 90-е, пожалуй, они эти фильмы видели.

— Какова сверхзадача проекта?

— В Красноярске должны знать, чем занимается наш университет. Я всегда говорю: СФУ — это город в городе. Мы транслируем не только знания, мы транслируем особую культуру. И комиксы сюда входят, потому что это определённая молодёжная субкультура. Считаю, что нужно переводить сложные исследования на человеческий язык, делать их более простыми, доступными, понятными, чтобы люди не боялись слова «наука» и не считали, что в кампусе обитают исключительно высоколобые ботаники. Это такие же люди, они могут быть увлекательными, гореть своими идеями, и у них тоже есть чувство юмора.

Важно, что все комиксы в нынешнем году вышли у нас с QR-кодами, которые ведут на портал «СФУ научный», на релизы, которые стали их основой. Например, упомянутый выше комикс про мультивселенную знакомит с исследованием кандидата физико-математических наук ИМиФИ Степана БАШМАКОВА и его аспирантов.

На QR-кодах мы не остановились и пошли дальше. Сейчас популярна пересылка открыток. Это целое течение. Путешествуя по миру, молодые люди отправляют открытки из разных мест. И мы бы хотели, чтобы студенты, приезжающие учиться в СФУ (среди них много ребят из других городов России и зарубежных стран), и абитуриенты, которые приходят на День открытых дверей, приобретали бы в студенческой сувенирной лавке U-store открытки с героями комиксов и с QR-кодами, ведущими на исследования.

Это такие симпатичные для нас завлекалочки, приобщающие к научной работе, приоткрывающие двери в СФУ. Хорошо бы этим город охватить. Есть идея сделать хороший мерч — футболки с QR-кодами, ведущими на страницу сайта «СФУ научный». Решили пока напечатать пробную партию. Во-первых, это красиво, во-вторых — информативно, а в-третьих — это умный мерч. Мне нравится такая идея!

— Можно ли купить сборник научных комиксов СФУ? Или они доступны только в электронном виде?

— Возможно, небольшим тиражом до конца года сборники появятся в U-store. Но это абсолютно не коммерческий проект, и на сайте мы выложили комиксы бесплатно, потому что хотим, чтобы как можно больше людей их увидело.

Есть вероятность, что комиксы следующих выпусков будут отсылать к подборке лекций на странице сайта «СФУ научный» либо на плейлист от первого ректора Евгения Александровича ВАГАНОВА; на какие-то научные аудиокниги. А может быть на музыку или на подборку работ из музея СФУ, если тема связана с искусством. Комикс — инструмент универсальный.

Некоторые учёные опасаются, что их серьёзные исследования, с результатами, опубликованными в высокорейтинговых журналах, кому-то покажутся смешными. Стараемся объяснять, что наша задача — заинтересовать, увлечь, где-то вызвать улыбку, где-то зацепить эффектной рисовкой, но дальше, если человек увлёкся комиксом, идёт процесс погружения в науку, пусть даже на поверхностном уровне. Если мы хотим кого-то увлечь и усилить лояльность университетского сообщества и горожан к научной жизни СФУ, нужно не возвеличивать себя и не говорить, что наука — это сложно и недоступно, а быть нагляднее, проще.

Комментарии художников

Илья ВАЩЕНКО: «Я с детства любил придумывать истории и рисовать по ним комиксы в тетрадке в клеточку. Однажды уговорил двух друзей рисовать комикс совместно. Так, каждый рисовал по странице в своём стиле и продвигал сюжет, как видел и как хотел. Каждый из нас с нетерпением ждал, когда к нему попадёт тетрадка, чтобы посмотреть, что нарисовали предыдущие и продолжить историю. Было много азарта и творчества. Теперь же мне просто нравится рисовать и хочется перейти в профессиональную плоскость, охватывая разные приемы и жанры, будь то комикс, иллюстрация, раскадровка, анимация, концепт-арт и т.д.

Сложно ли это? Раньше изобразительное искусство считалось ремеслом, а художники были простыми ремесленниками. Мне кажется, что и сейчас мало чего изменилось в плане вложения труда в свои работы. Ты много работаешь, чтобы получить результат, которым будешь хоть немного доволен, ну а достичь идеала, видимо, невозможно. Вот и бежишь вперёд всю жизнь в надежде дотронуться до радуги.

Увлекательно ли? Когда ты видишь результат, видишь, как твои мысли приобретают образ, превращаются в форму, а затем наполняются деталями — это даёт большой заряд, мотивирует. Хочется попробовать так, а потом еще вот так, возвращаешься назад, переделываешь готовое, смотришь варианты... В общем, полное погружение. Время пролетает незаметно, даже поесть иногда забываю.

Впереди много новых открытий, экспериментов. Мне ещё расти и расти, потому, наверное, у меня хорошо получается идти к поставленной цели. Гордиться мне пока нечем, но я очень доволен приобрётенным опытом и постепенным улучшением качества своих работ».

Анастасия КУШНИР: «По профессии я градостроитель. Когда имеешь дело только с созданием городской среды или генеральных планов, это иногда утомляет. Мне очень хотелось добавить творчества в свою жизнь не только в виде архитектуры. И вот, три года назад, в мою жизнь вошли комиксы, а это такой релакс! Мне очень нравилось рисовать на компьютере. Чтобы улучшить качество работ, я даже купила графический планшет и почитала специальную литературу по созданию комиксов.

Очень захватывает сам процесс. Интересно придумывать персонажей истории, как они могут выглядеть, как будут одеты, есть ли у них какие-то отличительные черты. Процесс настолько необычный, что порой фантазия уносит меня очень далеко от реальности».

Анна ПОЛОВИНКИНА: «Я специализируюсь на кафедре алгебры и математической логики. И одно из необычных направлений нашей кафедры — как раз реляционная семантика Крипке для нестандартных логик. Направление для меня не профильное, но всегда интересовавшее, потому что лежит где-то между чистой математикой и философией. В конце комикса про мультивселенную изображён Сол Крипке, поскольку в основе этой рисованной истории — интерпретация его изобретения. Таким образом мы отдаём дань его великим достижениям.

Самое сложное — составить сюжет, грамотно сделать раскадровку и определиться со стилистикой. Не забыть вставить щепотку юмора для атмосферы. Увлекательно ли? Да, безусловно. Особенно, если проект делается в команде, где ты имеешь возможность получить идеи и обратную связь от коллег».

Похожие материалы