Обложка

Музей с доставкой

Представьте: вы просто размещаете на своей странице в сети репродукцию какой-нибудь редкой картины, а на вас подают в суд правообладатели. Не хотелось бы, верно?

Но есть множество произведений искусства, которыми может пользоваться каждый. Только вот где «лежат» эти сокровища, не все знают. Издательство СФУ совместно с кафедрой информационных технологий в креативных и культурных индустриях ведут работу над новым проектом «Открытый музей».

Мы поговорили с директором издательства Мариной ЛАПТЕВОЙ и доцентом кафедры Инной КИЖНЕР о смыслах, заложенных в проект, и его перспективах.

— Марина Анатольевна, какая задача у «Открытого музея»?

— Музейные коллекции на сегодняшний день в большинстве своём оцифрованы. Такая задача была поставлена перед музеями более десяти лет назад. Это во многом решило существующие на тот момент проблемы, одна из которых — сохранить находящиеся под угрозой утраты музейные предметы.

С появлением цифровых коллекций, находящихся в открытом доступе, появилась возможность не просто увидеть музейные предметы со всего мира, но и собрать в виртуальной среде те из них, которые либо мало известны, либо хорошо передают некое «послание», идею, мысль. Так музеи стали генерировать новые смыслы, опираясь на культурный опыт прошлого, более плодотворно вести просветительскую, образовательную деятельность; музей воспринимается уже не только как хранитель, но и как созидатель.

Пользователям цифровых ресурсов в области культурного наследия часто требуется скопировать и сохранить изображение для повторного использования в собственном проекте. Это особенно важно для исследовательской работы, которая предполагает создание собственных аннотированных коллекций изображений, которые впоследствии будут опубликованы.

Некоторые жанры искусства мало известны широкой публике. О существовании многих мы даже не подозревали. Они обосновались в музеях, частных коллекциях. Возникла идея собрать их вместе по тематическим «альбомам» и таким образом представить себе полную картину их значимости, сосредоточенных в них смыслов.

Данные собирались из открытых источников, отсюда и название проекта — «Открытый музей».

— Инна Александрова, теперь вопрос к вам как к руководителю проекта. Альбомы готовят сами студенты?

— Да, издания подготовлены студентами кафедры информационных технологий в креативных культурных индустриях. В программу их обучения входит обширный курс истории искусства. Когда студенты переходят к практике, они демонстрируют стремление выйти за пределы известного им канона произведений искусства, расширить его до произведений, которые не входят в курс истории западного и российского искусства.

Сначала рождается идея, затем тщательно отбирается музейный цифровой материал, чтобы идея стала явной, хорошо «читаемой» и подтверждённой визуальным материалом. Над содержанием и исполнением каждого проекта студенты работают с научным руководителем. Это большая работа: сама идея, подбор аннотированного визуального музейного материала, разработка дизайна издания, вёрстка, сопроводительная информация. Так появляется виртуальный альбом.

В оформлении альбома как раз и помогает издательство СФУ. Был организован ряд консультаций с дизайнерами издательства, каждая студенческая работа обсуждалась на предмет её предназначения, образовательной ценности, визуальной подачи. Лучшие альбомы вошли в проект «Открытый музей», который будет развиваться в союзе кафедры и издательства.

— Одно из важных условий — не нарушить авторского права. Поэтому используется только то, что в открытом доступе и с открытыми лицензиями. А что это значит?

— Концепция «открытого доступа», которой придерживается ряд учреждений культуры для того, чтобы предоставить возможность использования изображений из некоторых разделов своих коллекций, позволяет разным категориям пользователей копировать, изменять и распространять изображения, особенно те произведения, право копирования которых находится в общественном достоянии.

льтуры и связано с исходным аналоговым объектом. Например, изображение произведения искусства находится в общественном достоянии, но цифровая фотография произведения искусства может быть защищена авторским правом. Отказ от авторского права для цифровых фотографий объектов из общественного достояния и использование открытых лицензий становятся практикой ряда музеев, архивов и библиотек, способствуют выполнению ими образовательной миссии.

Ряд произведений искусства и культуры таким образом получают большее распространение по сравнению с другими произведениями и составляют основу так называемого культурного канона.

В данный момент на сайте издательства в разделе «Проекты» размещены два художественных альбома из серии «Открытый музей»:

>> «Портрет человека и собаки в живописи XVIII века»; в альбоме представлены живописные полотна, в которых собака — главный герой — увековечена как символ защиты, верности и безусловной любви;

>> «Цуба XVI-XIХ века»; в альбоме представлены элементы культуры и истории Японии, которые нашли отражение в цубах (аналог эфеса).

Ждём продолжения проекта.


Соб. инф.

Похожие материалы