На ковёр!

Шрамы, сорванное сухожилие, вывихнутый локоть — главный тренер сборной Красноярского края по греко-римской борьбе Михаил ГАМЗИН показывает далеко не все свои травмы. За более чем 30 лет на ковре заслуженный тренер России подготовил 10 международников, 5 заслуженных мастеров спорта, ряд чемпионов мира и Европы. Но даже олимпийское золото Асланбека ХУШТОВА и Назира МАНКИЕВА не считает своим последним высшим достижением.

После этих побед в СФУ появился Центр подготовки олимпийцев, руководит которым Михаил Александрович. Пока в нём только греко-римская борьба, хотя потенциальных и состоявшихся Олимпийских чемпионов у нас много и в других видах спорта. Несмотря на многообещающее обозначение «центр», своего зала в СФУ пока нет, и спортсмены по-старому занимаются в Академии борьбы им. Д.Г. МИНДИАШВИЛИ. Мы побывали на одной из тренировок.

Борьба за жизнь

Тренировка уже закончилась, а студенты на ковре продолжают заниматься. Борются, поднимаются по канату, выполняют упражнения и стесняются нашего объектива. Только один невысокий, хорошо слаженный парень веселит всю команду и позирует, выглядывая из раздевалки. Позже узнаю, что это Рустам Хучбаров, чемпион России и двоюродный брат Пекинского олимпийца Назира Манкиева. Он — один из четырёх борцов, которые представят край на чемпионате мира среди студентов в Италии (в октябре). Двое из них учатся в нашем университете: его второй двоюродный брат, победитель Кубка мира Бекхан Манкиев и победитель первенства Европы Никита Мельников.

До поездки в Италию нашим спортсменам придётся пройти отборочные турниры в Новосибирске, Иркутске и Красноярске. Тренер поясняет: чтобы придать тонус перед чемпионатом мира. Хотя стимул к победам у греко-римских борцов появился уже после триумфа коллег на Олимпиаде в 2008-м году. «Назир и Аслан для них, как флаг, — говорит Михаил Александрович. — После золота многие потянулись в борьбу, на глазах выросли и чемпионы, и призёры. Очень большой профессиональный подъём». Так что на Олимпийских играх в 2012 году мы вправе ожидать награды. К примеру, Никиты Мельникова, студента Учебного военного центра СФУ, который идёт вторым номером за Асланом Хуштовым и считается его заменой. Будем надеяться, что заменой на вершине пьедестала.

Семья в борцовках

На ковре часто схватываются будущие офицеры: Мельников, братья Манкиевы. Начальник Учебного военного центра СФУ Евгений Гарин не понаслышке знаком с борьбой, как, например, и глава города Пётр Пимашков.

Есть много примеров, когда борцы занимают высокие посты, но карьера — не самое важное в команде. Ученики Михаила Гамзина, а это более 70 человек со всего Красноярского края, — одна семья в неметафорическом смысле. Их встречи выходят далеко за пределы зала. Например, на днях тренер вернулся из Назрани, где сыграл свадьбу его олимпийский подопечный Назир. «Нужно прочувствовать характер каждого, они ведь все разные: сангвиники, холерики… — делится заслуженный тренер России. — Стараюсь научить их добру, пониманию, чтобы были крепкие и здоровые, не пили, не курили. Говорю — ребята, не портите поступками мою фамилию».

Фамилию Михаил Александрович «зарабатывал» долго: прошёл советскую школу греко-римской борьбы, в которой было десять весовых категорий вместо нынешних семи. В спортивной школе-интернате в Хвалынске успевал не только бороться, но и играть в баскетбол и регби. Когда служил на флоте, и не было возможности для борьбы, занялся боксом: в кубрике сделали ринг и тренировались, чтобы поддерживать общую физическую подготовку. «Я очень многое отдал греко-римской борьбе, — вспоминает начало пути почётный гражданин Красноярска. И даже на седьмом десятке жизни он не стоит в стороне от ковра. За несколько минут до назначенной встречи, признаётся, ушёл из зала мокрым — после спаррингов со студентами.

Как СФУ гордится борцами...

...в такой же степени нужно, чтобы борцы могли гордиться СФУ. Штат университета пополнился ещё одним выдающимся тренером, без преувеличения, мирового масштаба. Фотографию Михаила Гамзина увидел знакомый второкурсник Педагогического университета: «Знаешь, что он получил орден FILA? Такой есть только у Миндиашвили (лучший тренер России XX века, директор Красноярской школы по видам борьбы)!» И пусть не только у Дмитрия Георгиевича, но золотого ордена Международной федерации объединённых стилей борьбы, действительно, удостаиваются единицы.

При этом поступить на обучение к заслуженному тренеру могут и первокурсники. При одном требовании — одарённости. На таком условии начал тренироваться перворазрядник Назир Манкиев, и уже через четыре с половиной года стал Олимпийским чемпионом. Но Михаил Александрович даёт шанс старательным: «Дар природный не у всех есть. Москва не сразу строилась. Говорю им: не спешите, поработайте, добейтесь сами».
И борцы греко-римского стиля добьются большего, если Центр подготовки олимпийцев будет развиваться столь же быстро, как их техника под надзором известных тренеров. Например, таких как олимпийский чемпион Монреаля Алексей Шумаков или заслуженный тренер России Роман ЦимбалисТ, которых, к сожалению, ещё не привлекли к работе в СФУ. Конечно, после Олимпиады’08 греко-римской борьбе уделяется больше внимания, например, у команды появилась своя форма. Но в СФУ должны быть такие условия, чтобы наши спортсмены не дотягивались до первых мест, а прочно стояли на высшей ступени почёта. Чтобы занимались на своей базе, в своём зале, у заслуженных тренеров, и видели на трибунах на каком-нибудь чемпионате мира знакомые лица красноярских болельщиков.

Елена НИКОЛАЕВА,
Фото Алёны СИДНЕВОЙ
На фото Р. ХУЧБАРОВ и М. ГАМЗИН

Похожие материалы