Будни терапевта

«Если после разговора с врачом пациенту не стало легче, значит, это не врач», — так ещё в XIX веке говорил знаменитый русский терапевт, профессор и общественный деятель Сергей Петрович БОТКИН, автор учения об организме как о едином целом, подчиняющемся воле.

Далеко не каждый врач с порога определит, с чем к нему пожаловал человек. А вот студентам на третьей площадке СФУ, которые проходят оздоровление и лечение в правобережном санатории-профилактории (пер. Вузовский, 6 «д», общежитие СФУ № 28), повезло: с февраля 2018 года здесь ведёт приём доктор с 30-летним стажем Ирина Вячеславовна КОРОТКЕВИЧ. И дело не только в том, что у неё такая солидная врачебная практика. Просто врач обладает способностью в нужный момент находить лечебные слова для каждого пациента, считывает его по бессознательным движениям, мимике, с пониманием относится к проблемам, помогает разобраться в причинах заболевания. В итоге — и выздоровление наступает быстрее.

Студенты чаще других оказываются в стрессовой ситуации. А если речь идёт об иногородних ребятах, то им намного сложнее — мамы и папы рядом нет. Поэтому к терапевту Ирине Вячеславовне они идут ещё и за психологической поддержкой. Знают: какое бы ни было у неё в этот день настроение, на лице улыбка и в запасе — дельный совет, хорошая шутка или история.

Год назад, когда она пришла работать в студенческий профилакторий заместителем главного врача, первая серьёзная проблема, с которой столкнулась, — это наполняемость учреждения, даже несмотря на внушительный перечень услуг (в их числе не только стандартные физиолечение, галотерапия, ручной, механический и подводный массаж, но и экзотические — например, горизонтальный солярий, ароматерапия, фитопаросауна). Причина в том, что профилакторий работает с 8.30 до 17 часов, а студенты в это время учатся.

— Когда первокурсников заселили в общежитие, то начальник Управления общежитий СФУ Алексей Александрович АНДРОСОВ с местным участковым стали делать обход, и я тоже с ними пошла, — вспоминает доктор. — Они рассказывали ребятам, что надо прописываться, что нельзя курить на территории и т.д. А я знакомила их с нашим профилакторием и говорила студентам: если у вас возникают проблемы со здоровьем, и вы не знаете, что с этим делать — приходите к нам, мы всё объясним, направление напишем, скажем, куда прикрепиться на медобслуживание. Видимо, эти мои слова подействовали: ребята к нам теперь идут; сарафанное радио работает?.. А ещё я заметила одну закономерность: в пятницу, ближе к вечеру, обязательно что-то происходит…

— Надеюсь, не 13-го числа?..

— Число тут значения не имеет. Однажды в пятницу, примерно в 16 часов, мне звонят из студенческого профкома и просят помочь иностранному студенту, повредившему ногу на спортивной площадке. Понятно, что профилакторий — это не неотложка, но как откажешь? И вот он пришёл: высокий, статный араб, по-русски еле-еле, а по-английски я не понимаю. Осмотрела ногу, прощупала и поняла — травма связок, не очень серьёзная. Бинтом ногу зафиксировала, и он долго меня благодарил. Когда теперь встречаю его, вижу: ходит не хромая и, завидев меня, всегда здоровается. За окном частенько мелькают студенты из Ямайки, и я всерьёз подумываю о том, чтобы заняться английским. Вдруг они тоже придут?

Раньше в одном из общежитий работал медпункт, но потом его закрыли. Сейчас руководство вуза решает вопрос о выделении отдельного врача для обслуживания студентов нашего института в поликлинике на улице Вавилова.

Пока идут согласования, мы — единственные «белые халаты» в этом околотке. Когда что-то случается, все обращаются к нам за советом. И мы никогда не отказываем — как можно? Люди же с бедой, с болью.

А я их тут же «вербую» в профилакторий, информирую, когда ближайший заезд. На благотворительных началах мы оказываем неотложную помощь всем студентам, в том числе иностранным, но получить полноценный курс лечения и оздоровления в нашем профилактории они могут только по путёвке.

— Ирина Вячеславовна, я беседовала со студентами. Они утверждают, что на приёме вы всегда шутите, улыбаетесь…

— Да, это так. Раньше в городской амбулаторной сети я работала со взрослыми, с накопившимися проблемами, с изменениями личности. А со студентами общаться — одно удовольствие. Каждый вопрос-ответ — это просто шедевр. Вот сегодня, например, мы с одним пациентом очень долго говорили про Великую Отечественную войну (я рассказала ему всё, что знала на эту тему). С другим парнем обсудили проблему взаимодействия с хищниками, потому что он увлекается охотой. Говорили о том, как лучше воспользоваться баллончиком с перцем, когда на тебя бежит медведь.

— У вас был опыт «общения» с медведями?!

— Я заядлый столбист, а значит, нужно знать, как себя обезопасить в случае необходимости. Столбами увлеклась где-то в середине 90-х. Позже, в 2008 году, познакомилась с компанией, которая мне показала дикие Столбы — заповедный, очень красивый район, куда бывает разрешён доступ. С тех пор с этой группой не расстаюсь.

Как свои пять пальцев знаю такие скалы, как Дикарь, Крепость, Развалы, Седловой, а когда дают доступ — люблю бывать в Калтатском районе Столбов. Обычно в выходные прохожу
по 20-28 км.

Студентам всегда на своём примере объясняю, что один из видов здорового отдыха — это как раз поход на Столбы, или, как мы их ещё называем, Камни.

А ещё очень люблю бывать на Кутурчинском Белогорье в Партизанском районе, где снимался фильм «Хозяин тайги». И, конечно, Борус и Ергаки — джентльменский набор, красивейшие места! Нынешнее лето я провела со студентами на Убее, в лагере «Политехник». Тоже красота неописуемая! И опять же — столько впечатлений и разных историй, что впору рассказы сочинять.

— Пишете?

— Да нет, что вы, некогда, мне бы истории болезней успеть заполнить. Но каждый день всё новые сюжеты подбрасывает моя любимая работа. Помню такой случай. Как-то я зашла в галокамеру, а там сидела девушка. Слова за слово, и она рассказала мне свою нелегкую судьбу. Мама у неё умерла, а отец один поднимал семью с двумя детьми. Она поделилась своим горем: отец запил и теперь погибает. Мы с ней вместо 40 положенных минут просидели в галокамере полтора часа. Она больше не приходила на сеансы, но потом, когда мы случайно встретились на улице, сказала: спасибо вам, я очень многое поняла.

Время от времени бывают такие моменты откровений, и ребята уходят от нас успокоенными. Это же главное!

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы