Обложка

«Всё то же, окромя греха»

«Мы проводили анализ: новое поколение, вступившее в жизнь и продолжающее вступать, в Бога не верит от слова вообще». Это утверждал на недавно прошедшем в Красноярске медиафоруме директор ВЦИОМ. А 6-9 ноября СФУ принимает Всесибирский православный молодёжный форум. Значит, есть верующие.

Чем отличается эта молодёжь? Сколько гостей приедет? Что собой представляют лучшие православные молодёжные проекты? Об этом накануне форума рассказывает руководитель молодёжного отдела Красноярской епархии, штатный священник храма Михаила Архангела и чуда его в Хонех, иерей Максим СНУРНИКОВ.

100+ делегатов

— Нынешний форум — пятый по счёту, но для Красноярска первый. Организует его в том числе Координационный Центр по Сибири Синодального отдела по делам молодёжи при Патриархии: разрабатывает программы, приглашает интересных спикеров.

В Сибирском федеральном округе 28 епархий. В первую очередь делегаты будут оттуда. Но так как форум проходит на площадке крупнейшего университета Сибири, это вызвало интерес среди коллег по работе из епархий других регионов. Мы рассчитываем на 100 человек иногородних участников. А сколько придёт красноярцев — посмотрим. Планируем сделать площадку открытой, чтобы вузовская молодёжь тоже могла послушать, задать вопросы.

— Что планируете обсуждать?

— Официально тематика традиционная. Подростковые и молодёжные организации. Взаимодействие церкви и государства. Межконфессиональное сотрудничество. Дни единых тематических мероприятий и действий. Добровольчество, социальное служение.

Но ни по форме, ни по содержанию это не будет обычная конференция. В первый день форума на площадке культурно-исторического центра «Успенский» в Удачном, помимо пленарных докладов, подведём итоги конкурса лучших православных молодёжных проектов. А в следующие дни в Конгресс-холле СФУ будет погружение: победители презентуют свои проекты для всей аудитории и станут кураторами команд, которые захотят подобную практику применить у себя. Спикеры будут работать по своим направлениям.

— Приведите пример таких практик.

— Омская епархия заключила соглашение о сотрудничестве с крупнейшими вузами города, а православные ребята из молодёжной организации «Феникс» разработали программу встреч на разные темы. И главная тема — взаимоотношения, она всех интересует. Не просто нравоучения, а молодёжь с молодёжью разговаривает, это лучше всего. Ребята рушат стереотипы, показывают, что и у них классная жизнь. Те же фильмы смотрят, музыку слушают, в те же игры играют. Просто они ещё и верующие, у них значительную часть жизни занимает молитва, размышления о духовном, служение.

Проект, с которым наша епархия нынче участвует в конкурсе, — «Задай вопрос батюшке». Сами ребята придумали. Спрашивают у друзей, одногруппников, просто ребят с улицы: хотите задать вопрос священнику? Записывают на видео вопрос, а я потом отвечаю. Вопросы самые разные. Даже такие: «Почему среди парней столько дебилов попадается?». Стараюсь отвечать кратко, в минуту-полторы уложиться, ребята потом в сети и на Ютуб выкладывают.

Right Side: добро пожаловать к красноярцам

— «Задай вопрос батюшке» — это один из продуктов нового паблика красноярской православной молодёжи Right Side. Его хвалят, он современный и свежий. А почему назван не по-русски?

— Полностью их инициатива. Есть официальная группа молодёжного отдела епархии, а в собственный паблик молодёжки я не вмешиваюсь. Стилистическое решение в чёрных тонах, например, мне тоже не очень понравилось, чёрной рясы по жизни хватает. Но ребята говорят: так модно.

— Интересно, что у паблика есть ограничение: до 30 лет. Не так уж всех они зазывают…

— А вот это я поддерживаю. Нам, старшим, везде хочется влезть, но у молодёжи есть запрос и желание быть в среде сверстников.

— Судя по паблику, жизнь у православных молодых насыщенная: и кинопросмотры, и поездки на литургию в разные храмы, и приглашение с концертом Дарьи Виардо. Это только для своих или приходят люди «со стороны»?

— Создание среды нужно в первую очередь для самой православной молодёжи, чтобы у них была альтернатива: пойти на светскую тусовку и чего-то там нахвататься или наладить досуг, так сказать, в ограде Церкви. Но в принципе на любое событие приходят новые люди. Сарафанное радио работает, да и сами приходские кого-то с собой приводят.

Воцерковление — специальный термин, означающий вхождение в жизнь Церкви. По сути, у христианина на это уходит вся жизнь. Сам отец Максим шёл к вере и священству непростым путём. После школы полгода учился в Аэрокосмическом университете. Потом два года заочно в политехническом техникуме, работая на заводе. Три курса очно отучился на теплоэнергетическом факультете нашего Политехнического института. Параллельно почти 8 лет проработал в МЧС. И только Томскую духовную семинарию окончил полностью. <strong>НА ФОТО:</strong> Священник  Максим Снурников причащает прихожан

Воцерковление — специальный термин, означающий вхождение в жизнь Церкви. По сути, у христианина на это уходит вся жизнь. Сам отец Максим шёл к вере и священству непростым путём. После школы полгода учился в Аэрокосмическом университете. Потом два года заочно в политехническом техникуме, работая на заводе. Три курса очно отучился на теплоэнергетическом факультете нашего Политехнического института. Параллельно почти 8 лет проработал в МЧС. И только Томскую духовную семинарию окончил полностью. НА ФОТО: Священник Максим Снурников причащает прихожан

— Много совместных событий у вас с колледжем искусств: вечёрки, песни, игры. С какими ещё учебными заведениями сотрудничаете?

— В основном с колледжами и техникумами. Там не так, как в крупных вузах, налажена досуговая жизнь. Времени свободного больше. Есть ответственные по воспитательной части. Есть курс «Основы религиозных культур и светской этики», через который можно зайти и формировать мировоззренческий фундамент.

С вузами сложнее. Студенты старше. Больше загружены. У них своя насыщенная жизнь. Но вот в Омске нашли темы для разговора, и молодёжка пошла прирастать студентами.

— То есть приходы омолаживаются или в храмах по-прежнему одни бабушки?

— За те 25 лет, что я сам воцерковляюсь, наблюдал и подъёмы, и падения в работе с молодёжью. Многое зависит от настоятеля конкретного прихода. Если он деятелен, заинтересован, больше времени тратит на развитие приходской жизни, то жизнь будет кипеть, и молодёжи будет много.

«Ковчег-мобиль» и другое

— Вы возглавляете молодёжный отдел епархии. Почему именно вас поставили на это место?

— С подростками и молодёжью я к тому времени 10 лет работал. Я начинал служить в Свято-Троицком соборе Красноярска в Покровке. И создал там первый в епархии подростковый клуб «Ковчег». В него ездили со всего города, даже из Черёмушек, Ветлужанки.

Подростковый клуб — это следующая ступень за воскресной школой. Воскресных школ сейчас много. В школе с детьми работают педагоги, родители. А потом дети подрастают. В воскресной школе и парты сойдут, а подростки уже по горло этого наелись. С ними надо менять форму работы. Я половину парт убрал, постелил ковры, поставил диваны, пуфики.

Собирал ребят в субботу вечером после всенощной. Из взрослых только я, никаких родителей. Родители могут помочь лишь тем, что ребят привезут, а потом развезут. Я и сам тогда себе машину побольше купил, «ковчег-мобиль» её ребята прозвали, потому что после клуба их по домам развозил.

Я ещё тогда не изучал педагогику, но интуитивно понимал, что подросткам важна среда сверстников. Когда она комфортная, они начинают расслабляться. Их никто не буллит, и они сами уже не позволяют никому в овечьей шкуре туда пробраться.

— Так чем занимались в клубе?

— Я сказал: «Будем заниматься всем, что вам интересно, окромя греха». Приоритет отдавал общению. Бывало, сам готовился к теме разговора, но если обнаруживал, что им другое важно, откладывал свою заготовку и говорил о другом. Вплетая нравственные православные ценности.

Иной раз приходил усталый и засыпал там на диванчике, а они потихонечку продолжали общаться. Играли в настольные игры, в компьютер, шахматы. Ходили в кино, в театр. Но потом обязательно обсуждение: какой посыл в этой постановке, что нам преподносят.

И это всё было для ребят отдушиной. Они втягивались. Начинали молиться, приобщаться к таинствам. Им становилось интересно и меня послушать вполуха. Так шёл процесс их воцерковления, установления личных отношений с Богом, выработки железобетонных ценностей, а не налёта цивилизационности, который сметается первым испытанием. И потом мне ребята говорили: столько любви мы нигде не видели.

— Помимо клуба вы организуете ещё летний лагерь.

— На приходе особо нет практики совместной христианской жизни. А ребята хотят при минимуме взрослых в своей компании пожить — трудиться, молиться, общаться. Сплочение происходит лучше. Я долго искал место, где бы с подростками провести время в летние каникулы. Нашёл в посёлке Манский на территории монастырского скита. Первое лето в палатках жили. А потом Господь послал меценатов, которые хотели храм построить; получилось убедить их в молодёжный проект вложиться. На следующий год мы уже под крышей на кроватях спали. Сейчас это называется «Дом паломника Манский», 80 человек может вместить. Многие дети и взрослые не представляют себе жизни летом без этого лагеря. Сам от них слышал.

Летний лагерь для православной молодёжи в Манском

Летний лагерь для православной молодёжи в Манском

Поначалу мы делали там молодёжные съезды и с подростками, но когда законодательство и контроль начали ужесточать, стали возить туда только совершеннолетних. Сейчас и в поход с подростками сходить сложно, столько правил напридумывали наши бюрократы.

Не церковное это дело?

— Ваши проекты можно определить как социально ответственные, хотя Православную церковь часто упрекают в слабой социальной вовлечённости. Но вот известный профессор-богослов А.И. Осипов говорит, что социальное — дело общества, а церковь должна заниматься исключительно духовной жизнью, разве что ещё миссионерством.

— Уважаю Алексея Ильича Осипова, сам воцерковлялся в том числе благодаря его лекциям, выступлениям диакона Андрея Кураева. Но с некоторыми мнениями не согласен. Профессор Осипов подвизается в академической среде, в среде семинаристов. А я по своему опыту знаю: с кем поведёшься, от того и наберёшься. Или как в Писании говорится: с преподобными преподобным будешь, с грешниками погибнешь. Считаю, подросткам как минимум нужна альтернатива — в какой компании остаться.

Кстати, миссионерский опыт у меня тоже был. У матушки родственники в деревне, и вот мы выяснили, что две трети деревенских некрещёные. Договорился, что буду проводить беседы с теми, кто хочет креститься. В течение двух месяцев туда ездил. Крещение общее сделал. После крещения нужно причаститься, а храма нет. Взял в епархии храм-палатку, выбрали место, подготовились к литургии. И вот смотрю: идёт мимо ватага молодёжи, которую я крестил. Зазываю: ребята, сейчас служба будет. Они глаза в сторону отводят. Оказалось, в соседнем селе есть евангелическая церковь. И там для молодёжи и концерт, и застолье организуют. Конкуренты в общем. Тогда я и понял: буду делать всё, чтобы моя молодёжь не отпала от церкви. В настольные игры — так в игры, в походы — так в походы.

— Когда вам предложили распространить свой опыт на всю епархию и стать руководителем молодёжного отдела, удалось развернуться масштабнее?

— Конечно, возглавив отдел, я думал, что быстрее будет всё происходить. Но что получалось на твоём приходе, не всегда воспринимается в других, не все готовы действовать по предлагаемым лекалам. И вот то, что можно сделать за 2-3 года, делаем 15 лет. Понятно, что священники загружены, но всё же нам надо быстрее шевелиться, делать больше того, что требуется. Тогда сможем ответить на запрос на нравственное оздоровление общества. Пока мы с этим не вполне справляемся. Ещё работать и работать всем нам.

И знакомить, и до венца сопровождать

— У вас есть собственные дети, были с ними проблемы воспитания?

— Да, четверо детей. Старшему сыну 28 лет, работает в крупной IT-компании. Старшей дочери 21 год, учится на художника в Институте искусств. И ещё две школьницы — 15 и 11 лет.

Были проблемы. Как раз, когда сын стал подростком. Мы учили его правильному поведению, а среди сверстников были другие ценности, и у него стало развиваться двуличие: с нами один, с ними другой. Так я увидел, что надо создавать среду для ребят.

Сейчас понимаю все ошибки неофитов. В христианских семьях на подростка вера порой ложится тяжким грузом. Это и взрослому вытянуть нелегко, но он хоть сформированная личность, а детям надо помочь, оградить.

Когда я поступил заочно в Томскую семинарию, и на третьем курсе нам начали читать курс психологии и педагогики, для всех отцов это было второстепенное знание, а для меня — вот оно! Я это всё проходил на практике, по наитию понял, что для подростка важна группа сверстников + кто-то авторитетный из взрослых вне семьи. Потому что папа-мама только до определённого возраста авторитет, и то не всегда.

Проблемы отцов и детей не меняются от сотворения мира. Но сейчас новые нюансы взаимоотношений привносятся, которых в наше время не было. Я, например, легко знакомился с девушками, так что уже в 17 лет отцом стал, дело молодое. А для нынешней молодёжи проблема даже обратиться друг к другу. Ещё лет 5 назад я старался не вмешиваться: создал среду — разбирайтесь. Но сейчас буквально до венца надо сопровождать, а потом ещё и семейной терапией заниматься. Так что подумываем с матушкой об официальном открытии теперь уже клуба молодой семьи. Но это отдельный разговор.

Похожие материалы