Обложка

Подарить Новый год

В ноябре студентка 3 курса Института торговли и сферы услуг Софья БЕЛОХОНОВА вернулась из Мариуполя. В течение двух недель девушка волонтёрила в местных детских учреждениях в рамках гуманитарной миссии «Мы вместе с Донбассом».

Желание поехать волонтёром в зону специальной военной операции появилось у неё ещё в феврале, как только обо всём узнала. Хотела помогать людям. Долго ждала, пока в Москве рассмотрят её заявку.

Соня родом из Сосновоборска. Отец — сотрудник МВД на пенсии, мама — медицинский работник. Волонтёрством девушка начала заниматься ещё в школе — на спортивных, культурных мероприятиях. Мечтала стать полицейским, но для этого нужно было ехать в Нижний Новгород. Она предпочла остаться в Красноярске и поступила на «Таможенное дело» в СФУ.

— Когда решился вопрос с поездкой на Донбасс, просто поставила родителей перед фактом: «Еду, и это не обсуждается!». Они уже привыкли, что я сама всегда решаю. Если бы спрашивала у мамы, конечно, она ответила бы «нет». И папино мнение я знаю: «Не надо девушке туда ехать». Так и получилось, они меня не поняли, долго отговаривали.

Хотелось попасть ближе к фронту, работать на какой-нибудь полевой кухне, ведь я умею готовить. Но девушке, да ещё без военного образования, получить такое направление трудно.

К месту назначения я отправилась в середине октября. Сначала нас привезли в Ростов, где мы прошли двухдневное обучение, как оказывать первую медицинскую помощь. Потом было командное сплочение с другими волонтёрами. После этого нас отправили в Мариуполь, где мы и работали с детьми в разных учреждениях.

— Каким показался город?

— Когда это по телевизору показывают, ты не то что не веришь, но кажется странным, что такое вообще возможно в наше время. А там я всё увидела своими глазами. Когда заезжали в Мариуполь, был сильный туман. Через какое-то время он начал рассеиваться. Увидела развалины — и испытала шок: не понимала, как люди в таком месте живут. На протяжении двух недель, пока мы там находились, поняла, как мариупольцы устали от всего этого, устали жить в подвалах. Хотя некоторые уже переехали в новые дома: город активно восстанавливают, и все регионы помогают.

— Откуда были волонтёры в вашей команде?

— Из Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова, Архангельска, других городов. Был и студент из СФУ Артур. Он из Лесосибирска, учится заочно на психолога, но в Мариуполе занимался восстановлением здания спорткомплекса «Ильичёвец». У нас в группе были люди разных профессий: одна девушка трудилась на пилораме; был мужчина из сферы молодёжной политики. Я среди них — самая молодая, а самому старшему — 35 лет.

— Дети, с которыми вы работали, почему они остались в городе?

— На границе мы видели целые автобусы с детьми, которых вывозили. Но те, с которыми мы занимались, оставались всё время с родителями в Мариуполе; обычные семьи. Нас закрепили за детской комнатой на базе спорткомплекса. Мы её обновили, разрисовали стены, ребятам теперь там комфортно.

В нашей команде была девушка из Великого Новгорода. Она приехала в зону СВО во второй раз и привезла с собой три огромных чемодана с гуманитарной помощью: детские игрушки, фломастеры, альбомы, книжки для малышей. Всё это очень пригодилось! Вот тогда я поняла, какой огромный смысл в сборе такой помощи!

— Что больше всего поразило в этой поездке?

— Я увидела, что дети радуются даже обычному мячу. Ценностью для них стало элементарно то, что они могут просто поиграть. Детям всегда нужен праздник. Вы бы видели, какой восторг вызвал у них аквагрим! Мы и спортивные мероприятия организовывали. Мне пригодился опыт работы вожатой: этим летом в течение месяца в Крыму я вела два отряда школьников, и мне понравилось!

— О мариупольцах. Как они к вам относились?

— Там сильные люди. Наверное, поэтому и не захотели покинуть свой город, уехать куда-то. Они друг друга поддерживают, потому что все оказались в трудной ситуации. Сейчас собираются ставить новогоднюю ёлку. Работники спорткомплекса рассказывали, что когда прибыли в Мариуполь, на улицах людей не видели, никто не выходил, боялись. А к нашему приезду там уже и рынок открыли, правда, он работал один раз в неделю. Сейчас открывают супермаркеты, строят новые дороги.

Ни разу мы не услышали высказываний типа «зачем вы сюда приехали?». Наоборот. Благодарили за то, что о них не забыли, помогают. Они не отличаются от нас ничем, такие же русские. Вспоминаю забавный случай. В спорткомплексе на кухне работали местные женщины. Они нам рассказали, что долго прятались в подвалах, а когда вышли на свет, первым делом пошли делать маникюр, потому что «мы же девочки». Сейчас люди уже пришли в себя.

— Свободное время у вас было?

— Было. Но мы никуда не уходили. Нас и не отпускали. Призывали быть осторожными, предупреждали, чтобы по траве не бродили, потому что ещё не везде разминировано. Если мы отправлялись в магазин, то надо было доложить — сколько идут человек, куда, и по возвращении все отмечались.

— Соня, вас изменила эта поездка?

— Отношение к ситуации поменялось. Я раньше думала: спецоперация где-то далеко. А когда там оказываешься, понимаешь: это рядом, и мир-то хрупкий.

— Что было самым сложным за эти две недели?

— Условия, в которых мы жили. Мне, например, не хватало тёплого спальника, в следующий раз обязательно возьму. Но в итоге привыкаешь. Когда мы приехали, в здании уже вставили окна, а до нас летом волонтёры вообще жили на улице под открытым небом.

В конце января после сессии снова собираюсь в Мариуполь. И хочется приехать уже не с пустыми руками. Кто им поможет, если не мы?

Акция по сбору новогодних подарков для детей Мариуполя, инициированная Софьей, проходила в штабе СФУ #МыВместе до 10 декабря. Собрали игрушки, канцелярию, но в основном классические новогодние сладости.

Похожие материалы