Обложка

«Пушистая снаружи, бронированная внутри»

Начинающий сибирский дизайнер о стиле, дизайнерском образовании в СФУ и сибирских брендах

Софья АПОЛЛОНОВА только начинает свой путь в мире дизайна одежды. Сегодня она студентка выпускного курса бакалавриата в Институте архитектуры и дизайна СФУ, резидент корпуса под стеклянной «пирамидой» на проспекте Свободном, завсегдатай мастерской, где среди эскизов и манекенов студенты творят маленькие чудеса изделий прет-а-порте. Софья характеризует себя выражением «спокойная снаружи, колючая, как ёж, внутри».

— У вас уже пошита коллекция дизайнерских вещей «Дикая» и ещё одна коллекция готовится в качестве квалификационной работы. Расскажите об идее этих вещей.

— Новая коллекция про то, как сочетать ироническое, игровое, даже детское по сути восприятие мира со «взрослым», общественным назначением одежды. Я хочу создать вещи, которые можно надеть на деловую встречу, в которых можно беспрепятственно выйти на улицу и не выглядеть клоуном. Они игривые и яркие, но не приторные, не китчевые.

— Иногда непонятно, что происходит на подиуме — для чего и для кого создаётся высокая мода?

— Если вещи, представленные в дефиле, кажутся странными и не предназначенными для носки — так оно и есть. Кутюр создаётся, чтобы научиться шить и работать с разными материалами. Мы смотрим на эти изделия и думаем: «Господи, как это носить, для кого это создано». А это необходимо дизайнеру, чтобы понять, как работать с формой, на что способна ткань, как разные фактуры сочетаются.

У меня, например, в работе с коллекцией «Дикая» была задача — соединить натуральный тонкий лён и тянущийся, легко деформирующийся трикотажный бархат. Этот бархат нельзя просто настрочить, как мы привыкли, — он превращается в уродливый пузырь. Надо придумать, как укротить материал, чтобы было красиво.

— Как вы попали в Институт архитектуры и дизайна, если собирались стать филологом?

— Родители всегда говорили, что нужно найти работу с отпуском, зарплатой и премией. Папа хотел, чтобы я была дипломатом — языки люблю, они мне легко даются. Моё любимое выражение в английском «as calm as cucumber» — дословно «спокойный, как огурец». У нас говорят «и глазом не моргнёт». Спокойный, значит.

Когда я завалила первый ЕГЭ (этот экзамен предполагает умелое использование шаблонов, а я попросту не умею и не хочу ими думать, хотелось развивать свои мысли, что не ценится в данном случае), это стало поводом задуматься о том, кем я в действительности хочу быть и не являются ли мои желания навязанными извне. И тогда я решила никого не слушать, идти своим путём. Взяла свои рисунки, которые делала всю жизнь, и спросила себя: «Неужели это всё было зря?». И поступила на специальность «дизайн».

— Ваши любимые предметы?

— Выполнение проекта в материале, конструирование, создание портфолио, проектирование. Дизайн одежды требует владения логикой. Если делаешь коллекцию, должно быть логическое развитие цвета, следование творческим источникам, нужно хорошо анализировать информацию, копаться в том, что было сделано до тебя, чтобы создать своё оригинальное высказывание, выйти на новый метафорический уровень. Без формальной логики коллекция не состоится, рассыплется в лучшем случае на просто симпатичные вещи.

А конструирование сродни черчению. Помню, на первом курсе я плакала, не понимая, зачем пригодится эта дисциплина. Человеческое тело гораздо сложнее, чем простые геометрические фигуры, разумеется. И хотя в эскизах мы позволяем себе упростить женскую фигуру, например, до треугольников, овала, всё же прекрасно понимаем, что даже банальную футболку нужно строить, проводить массу вычислений, чтобы изделие хорошо село на фигуру реального человека.

— Какими ещё навыками должен обладать дизайнер?

— Насмотренностью и хорошей памятью. Pinterest — отличный сайт, там много хороших идей. Полезно «подсматривать» у других дизайнеров, потому что чужая идея в твоём исполнении будет сильно отличаться от того, что имел в виду её автор.

Меня тронул фильм «Джокер» режиссёра Тодда ФИЛЛИПСА, вышедший на экран в 2019 году. И на втором курсе я использовала мотивы из этого фильма для создания эскизов коллекции. Ещё был период интереса к образу американских домохозяек 50-х годов, многие из которых, несмотря на очаровательный облик, были травмированными и несчастливыми женщинами.

В целом мне хочется работать на людей, на их индивидуальность. Сейчас некоторые полюбили винтаж и рынок вторичного потребления, а в секонд-хендах можно найти подлинные вещи 50-х годов. Включение их в гардероб выглядит очень круто.

— Кто из педагогов повлиял и продолжает влиять на вас в наибольшей степени?

— Аксана Ревовна ГРЕКОВА, конечно. Я ненавидела шить. На младших курсах мне казалось, что шить сложно, вот и строчка какая-то кривая выходит, всё не так. Хотелось только придумывать идеи. Сейчас я думаю: «Вот бы пошить скорее…», появилась к этому тяга. Оказалось, всё что угодно можно полюбить и освоить, если у тебя хороший учитель, который горит своим делом. Не могу не упомянуть и Ирину Витальевну КАЧАН, преподающую «Проектирование». Она помогла раскрыть творческий потенциал и понять, какой стиль в дизайне одежды мне ближе всего. И пусть иногда работать над проектированием тяжело — то рисовать по 100500 эскизов надоест, то идеи хорошие не приходят, то тема как-то не пошла, — но с ней мои работы стали намного более зрелыми, ответственными, что ли.

— Вас друзья и знакомые пытаются использовать под предлогом #тыжешвея?

— Буквально пару раз к нам в мастерскую заходили люди с просьбой подшить шубу, например. Думали, наверное, что наличие в кабинете швейных машин означает ателье по пошиву одежды. Но это просто бытовые забавные моменты, которые вспоминаешь с улыбкой.

— Не жалеете, что выбрали творческую специальность?

— Меня пугает, когда люди двадцать лет ходят на нелюбимую работу. Не хочу так. Если будет сложно, я смогу подрабатывать переводчиком, штаны сошью на заказ. Даже если ты скорее не живёшь, а выживаешь, надо стремиться делать то, к чему есть тяга и талант.

— Кого вы считаете интересными отечественными дизайнерами, на которых можно равняться?

— На мой взгляд, 12storeez — одна из самых успешных российских марок прошедшего десятилетия. Это история удачно коммерциализированных идей, вышедших на российский и зарубежный рынок. Две сестры — близнецы — создали инстаграм-магазин, а в 2019 году у них уже трудилось более четырёхсот сотрудников в московской Трёхгорной мануфактуре. Марина и Ирина ГОЛОМАЗДИНЫ и муж Ирины Иван ХОХЛОВ, инвестировавший в проект, родом с Урала. Первые заказы на пошив женской одежды девушки принимали через мессенджер, офис у них был в квартире. Сейчас это одни из самых известных российских дизайнеров на мировом уровне.

Ульяна СЕРГЕЕНКО интересно работает с первоисточником — русским народным костюмом. Рома УВАРОВ — мой любимый дизайнер одежды на сегодняшний день. Он здорово работает с советскими войлочными одеялами, создаёт из них одежду, сумки. Для него исходным материалом может стать что угодно — старые фото, потрёпанные книги, бумажные объявления. Он любит ресайклинг: актуализирует вещи российского винтажа, берёт что-то из 90-х годов, соединяет это с современностью. Его в целом интересует тема ностальгии по советской эстетике. Красивый цвет у него, и, кстати, Рома часто берёт в переработку вещи из своих старых коллекций. Гоша РУБЧИНСКИЙ — скандальный. Это не то же самое, что интересный.

— А как насчёт красноярских дизайнеров?

— Вера БУЦ. Бренд BUTS8 создаёт элегантные образы. Вера использует ручную вышивку, у её коллекций интересный крой. Там можно найти волшебные тренчи, которые подойдут именно вам, у них столько деталей, наслоений ткани.

Ещё хотелось бы упомянуть дизайнера Анну ПОЛЯКОВУ и её бренд ANNPOLYAKOVA, который отличает архитектурный крой, оверсайз, люксовые ткани и премиальное качество пошива. Анна, кстати, выпускница СФУ.

Странно, что многие из нового поколения дизайнеров бездумно копируют BALENCIAGA или VETEMENTS. Время глобальных брендов уходит, будущее — за локальными марками и идеями. Люди устали от обезличенности.

— Вы какие вещи хотите создавать?

— Те, что будут откликаться в сердце. У аргентинцев, у красноярцев, у европейцев или жителей моего родного Братска, неважно. Главное, я хочу шить для людей разного возраста и телосложения.

— Вас вдохновляют молодёжные сериалы?

— Дико популярная в прошлые месяцы «Эйфория» меня не тронула. Я против таких сериалов, они создают нереалистичный образ подростков. Разве что в «Половом воспитании» режиссёры постарались изобразить более живых подростков. Американские сериалы показывают череду тусовок, а по факту все знакомые мне выпускники школ и студенты трясутся над учёбой, штудируют учебники, думают, как им сдать экзамены и испытывают повышенную тревожность. Я не могу себя с бесконечными праздниками ассоциировать. Реальным студентам-трудягам не хватает адекватной презентации на телевидении.

— Чем отличается мышление дизайнера одежды от, например, образа мыслей дизайнера мебели?

— Я мыслю костюмом. Еду в транспорте и воспринимаю людей с точки зрения их одежды — тут крой хороший и цвет классный, а там ткань закаталась, обманули человека, продали ему некачественную вещь. Если меня посадят за «мебельную» программу 3D-max, я вряд ли сделаю что-то стоящее. Например, пуговицы для моей коллекции в этой программе проектировала девушка с дизайна мебели. А мы в голове строим фигуру человека и «одеваем» её.

— Что хотелось бы изменить в региональной модной индустрии?

— Нам нужно больше разных типов фигур. Многие бренды женской одежды, в том числе и в Сибири, по-прежнему заточены на высокий рост и 42-й размер. Не хватает моделей plus-size, не учтены интересы худых и миниатюрных девушек, тех, у кого фигура отличается от классических «песочных часов». Мне нравится, что преподаватели СФУ учат работать с реалистичными фигурами и пропорциями. Одна моя одногруппница создала коллекцию одежды на полную мужскую фигуру, и это было человечно и круто!

Сейчас мы ведём проект школьной формы для детей, сотрудничаем с красноярской фабрикой LADNO — это хороший шанс изучить эргономику, психологические особенности детей, чтобы работать с ними, делая форму более необычной и «свежей» при сохранении функциональности.

Я вижу, что в нашем городе есть неравнодушные люди, которые развивают моду. Конкурс «Сибирские бренды» это доказывает. Например, Настя ОРЛЕНКО — одна из участниц — представила свою коллекцию на этом конкурсе, и теперь её вещи продаются в Центральном доме моды в Москве. Есть программа поддержки молодых красноярских дизайнеров. Думаю, всё в наших руках.

Похожие материалы