Обложка

Учёный в эпоху настоящего

Одна из важнейших характеристик учёного — развитое воображение. Те научные руководители, которые это понимают, стимулируют способность фантазировать у своих учеников самыми разными способами.

Так, магистрантам Института фундаментальной биологии и биотехнологии в курсе по методологии и истории науки предлагают представить, что они попали в лабораторию учёного какой-то из прежних эпох. Как мог выглядеть учёный того времени? Какие исследования проводил? Какими методами? И магистранты с энтузиазмом пишут эссе на эту тему. Кто-то видит себя рядом с бродячим китайским лекарем, который оставит книгу о лекарствах и войдёт в науку как знаменитый китайский врач и фармаколог Ли Ши-чжень. Кто-то вместе с великим Леонардо да Винчи проживает один день его наполненной изобретениями и открытиями жизни. Кто-то примеряет на себя задачи средневекового алхимика.

Но мы для публикации выбрали юмористическое эссе Кристины РЕШЕТЕНЬ (1 курс магистратуры направления «Гидробиология и ихтиология»), которая описала обычного студента и его мечты о погружении в науку.

Павел Павлович, студент 1 курса, вальяжно сидел на маленьком холодильнике фирмы «Бирюса» в подвальном помещении 5 корпуса института города N и совершенно не знал, как начать сочинение на тему «Я как выдающийся учёный». На ум приходили красочные портреты великих учёных прошлого, и он, среднего роста рыжий мальчишка в забавном свитере, совершенно не вписывался в их ряд. Ни его страсть к акулам, ни его коллекционирование случайно найденных на берегах рек, как он думал, минералов, ни постоянные ночёвки в палатке под звёздным небом не делали из него Николая Коперника, Михаила Ломоносова, Платона или, на худой конец, его деда, прославившегося тем, что на его статью о зелёных белках написали кучу разоблачений и жалоб.

Павел видел себя лишь лаборантом на полставки, моющим посуду и стоящим далеко от бурного русла науки. В своём подчинении он видел несколько лабораторий, заставленных купленными ещё в «нулевые» хроматографами, спектрофотометрами и ламинарными боксами. У стен будут стоять несколько стеллажей с коническими колбами, химическими стаканами и мерными цилиндрами. Там же поддоны с чашками Петри, ящики с чисто вымытыми пенициллинками и обитые изнутри мягкой тканью коробочки, где лежат цветные стеклянные фильтры.

В его, Павла, лабораториях на подоконниках будет стоять несколько цветочных горшков с геранями, которые он будет заботливо поливать и размножать для демонстраций экспериментов приглашённым школьникам. В центре комнаты — сомкнутые в два ряда столы. На них подставки для автоматических пипеток, технические и механические весы, шпатели разных размеров из материалов на любой вкус, шесть ареометров в баночке. И на самом видном месте — два бутылька с нейтрализаторами. Перпендикулярно к ним расположился небольшой столик с отделкой под кирпич. На него после небольшого ремонта вновь поставят электрические водяные бани, на которые надо будет обязательно повесить табличку с предупреждением проверять уровень воды и сливать воду в конце недели.

– Мечтать не вредно!.. А надо сочинение писать, — сам себе сказал Павел, отходя от напавшей на него дрёмы.

Покопавшись ещё немного в своей голове, Павел решил начеркать несколько строчек о том, как каждый день он видит рыб, изучает рыб, засыпает с мыслями о рыбах. А если серьёзно, то он исследует особенности их поведения поодиночке и в стаях, видовое разнообразие, эволюционные процессы хрящевых рыб, акул в частности, изредка переключаясь на скатов.

Решить-то решил, но лежавшие рядом на столе тетрадку и карандаш так и не взял в руки. Вместо этого Павел вновь представил, как в его лабораториях молодые учёные будут заниматься микроклональным размножением новых сортов картофеля или изучать влияние разных концентраций тяжёлых металлов на рост листостебельных мхов и лишайников в культуре in vitro.

В видениях Павла все как один были серьёзно заняты своими разработками и всегда всё делали прилежно. А сам Павел только предоставлял доступ к посуде, а в конце дня принимал обратно свои чашки Петри с колбами и стаканами, ополаскивал их растворённым в серной кислоте бихроматом калия и щедро промывал дистиллированной водой, которую нагонял в течение дня при помощи стоявшего в отдельной подсобке старенького, но ещё работающего дистиллятора.

Тут Павел вновь поймал себя на приступе дрёмы и решил переместиться за стол, чтобы сконцентрироваться на сочинении и не отвлекаться на посторонние думы. Он даже положил голову на тетрадь, отметив, что это наверняка не даст ему отступить от написания столь важной для зачёта работы. Но сколько бы Павел ни заставлял мысли бежать по нужному направлению, а всё же сомкнул веки и поплыл в удивительный мир, неподвластный рациональному познанию.

В том мире Павел увидел сидевших в небольшом греческом храме людей, что-то оживлённо обсуждавших. Приглядевшись, он узнал синий бархатный плащ Джордано Бруно, раскрасневшегося Чарльза Дарвина, тычущего в небо Константина Циолковского и кивавшего ему Сергея Королёва, сдержанно улыбавшегося Исаму Акасаки и что-то писавшего на листке Николу Теслу. Были там и спорящие о подходах к обучению Платон и Аристотель; недовольно жестикулирующий и гримасничающий Луи Пастер; съежившийся, словно лизнул дольку свежего лимона, Роберт Кох; задумавшийся над чем-то Ибн Сина и зачитывающий ему отрывки из свежей газеты Омар Хайям. Из сочетания всевозможных наречий Павел смог уловить лишь несколько отрывочных фраз.

—... Вы-то можете наукой свободно заниматься! Ни жар костров у ваших пят, ни быть пойманным на кладбище боле не препятствуют вам! Бери и делай открытия!

— Да вы всё открыли, нам теперь и открывать нечего! Вот раньше было столько всего неоткрытого, а теперь что...

— Какие замечательные приборы ручной работы! А мы всё на заводском, а оно всегда ломается...

— Мы сами и мастерим, и чиним, а вы даже и не поймёте, что сломалось у вас. А купить теперь негде будет!..

И долго бы продолжал Павел вслушиваться в горячие речи споривших, но заметил сидевшего в сторонке Диогена, любовавшегося на одетого в шкуры волосатого мужичка, перемалывающего травы в выточенной из камня ступке. Их словно не касалась животрепещущая тема бытия учёного в ту или иную эпоху. Мужичок был доволен и думал ещё принести вкусных ягод с безопасного куста. А Диоген просто наслаждался бытием.

***

«Какая разница, в какой эпохе ты учёный, если учёным тебя делает не эпоха, а твоё желание и стремление добиться истины и получить новое знание. Делая это в большом море теории или в маленьком прикладном ключе, ты всё равно способствуешь движению науки и развитию человечества», — с этими мыслями Павел подскочил, резко сбросил объятия сна и принялся стремительно строчить сочинение, дабы хоть так приблизить день, когда он станет лаборантом на полставки и будет своей скромной работой помогать молодым учёным двигать науку.

КОРОТКО ОБ АВТОРЕ

Кристина в своё время выбрала направление «Биология», потому что всегда хотела изучать природу. Помимо учёбы работает лаборантом на кафедре водных и наземных экосистем. В свободное время читает, а в редкие вылазки на природу фотографирует животных, растения. Разную прозу сочиняет с детства, но пока «не всерьёз». Мечтает вживую увидеть красоты северных морей, побывать в Карелии и на Камчатке.

Похожие материалы