Обложка

Пул управленцев нового уровня

Один из самых массовых и долгоиграющих кадровых проектов России — Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства. Программе 25 лет — Указ о её запуске вышел в 1997 году. И с самого начала в ней участвовал наш университет.

О том, как это было, какие этапы развития прошла программа и на какие вызовы она способна отвечать сейчас, рассказывает Евгения БУХАРОВА, директор Института экономики, государственного управления и финансов СФУ.

— Евгения Борисовна, трудно было Красноярскому университету попасть в эту программу?

— Как только вышел Указ Президента № 774 от 23 июля 1997 г. о реализации программы, администрация Красноярского края приняла решение участвовать. В Указе были определены четыре компонента проекта: участие регионов, конкурсный отбор не менее 5000 специалистов на подготовку, конкурсный отбор вузов или консорциумов учебных заведений и организация стажировок слушателей на современных предприятиях зарубежных стран.

Основную работу по организации подготовки управленческих кадров приняли на себя Главное управление экономики и департамент внешнеэкономических связей инвестиционной политики администрации края. Это было верное решение, так как наряду с подготовкой специалистов экономического и управленческого профиля предстояло решить непростую задачу по организации зарубежных стажировок.

Со стороны образовательных организаций желание участвовать изъявили 4 вуза: КГУ, Цветмет,Технический и Аграрный университеты. Но когда все мы собрались в администрации, то поняли, что каждый из четырёх вузов в отдельности вряд ли выиграет конкурс. Более того, может не выиграть ни один, ведь надо было бы разводить свои компетенции, показывать, в чём будет разница программ в каждом вузе.

И тогда вузы совместно с администрацией края приняли решение создать Консорциум (такая возможность была предусмотрена в Указе) и подать заявку на конкурс. В результате конкурс мы выиграли и в 1998 году начали учить по программе.

Отмечу, что впоследствии в состав Сибирского федерального университета вошли 3 вуза из Консорциума.

В первый год работы произошёл небольшой казус. Когда была обучена первая группа слушателей, и в июне 1998 г. были вручены дипломы первым выпускникам, пришла телеграмма от президента Ельцина: срочно организовать обучение ещё одной группы до 1 октября 1998 г. Как сейчас помню: стоит жаркий июль, летит тополиный пух, а слушатели программы с преподавателями постигают теорию и современные методы управления. За июль, август и сентябрь мы интенсивно обучили второй набор, хотя программа переподготовки в спокойном режиме рассчитана как минимум на 6 месяцев при вечерней форме обучения. Таким образом, в юбилейном 25 году у нас обучилось 26 выпусков слушателей программы.

— С какими зарубежными странами наиболее тесно сотрудничали?

— Предприятия всех стран Европы, Японии и США принимали стажёров Президентской программы. Для этого в рамках образовательной программы был включён большой модуль по изучению иностранных языков. Выпускники программы проходили отбор и стажировались в разных странах: Германии, Франции, Испании, США. Канаде, Японии.

Но самая масштабная программа стажировок была с Германией, организацией которых с немецкой стороны занималось общество Карла Дуйсберга. Ежегодно большая часть из 5000 выпускников стажерами отправлялись на предприятия Германии. Также масштабная программа стажировок была организована в Японию.

— Насколько серьёзный отбор на программу?

— Отбор проводится в несколько этапов, которые координирует федеральный ресурсный центр (ФРЦ) и Минэкономразвития России. В регионах сформирована сеть региональных ресурсных центров. ФРЦ ежегодно объявляет набор слушателей и соответствующие требования к претендентам на обучение. ФРЦ организуют приём документов и конкурсные мероприятия. Создаётся специальная комиссия для проведения экзаменов и отборочного собеседования, в состав которой входят преподаватели университетов, представители администрации края и предприятий. Поскольку предусматривались массовые зарубежные стажировки, важное значение придавалось знанию претендентами иностранного языка. Затем после оформления всех этапов в регионе личное дело претендента на обучение, включая результаты экзаменов и запись вступительного собеседования, отправляется в ФРЦ. И там уже принимается окончательное решение о квоте региона и формируется список рекомендованных.

— То есть каждый раз вы обучаете разное число управленцев?

— Да. На всю Россию в год квота составляет не более 5 тысяч человек по разным управленческим направлениям. Мы работаем по четырём направлениям программы — стратегический менеджмент, финансы, маркетинг, управление проектами. Если ФРЦ видит, что, скажем, на маркетинг набирается немного, нам не дают эту квоту, а претендентам рекомендуется обучение в другом вузе или регионе. Но бывает и наоборот: если не набирают, например, в Забайкалье, то могут отправить нам. Наш набор в этом году — 47 человек. Также у нас традиционно обучаются слушатели из Республик Хакасия и Тыва.

— Программа, которая носит название «Президентская», наверное, должна особо контролироваться?

— Да, это серьёзный федеральный проект, финансируемый из федерального бюджета. Минэкономразвития РФ и ФРЦ ведут непрерывный мониторинг проекта. В определении содержательной рамки подготовки управленцев участие принимают многие федеральные организации: Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, «Опора России» и др. Раз в три года проводится комплексный мониторинг результатов обучения в регионах. Раньше приезжала комиссия, анализировала на месте все материалы, посещала занятия и встречалась со слушателями. По каждой программе и дисциплине обязательным требованием является проведение опросов слушателей по качеству обучения. Сейчас с использованием цифровых технологий большая часть мониторинга организована в дистанционном режиме.

— Как со временем менялись программы?

— Менялись структура, содержание и организационные формы подготовки. Важным этапом стал 2007 год, когда изменилась система финансирования программы. Теперь финансирование осуществляется за счёт федерального бюджета и бюджета регионов. И это вызвало некоторое падение численности слушателей. Но в результате ещё до момента объявления набора на программу примерно известно, какую часть может профинансировать региональный бюджет и тем самым определить максимальную численность обучаемых.

По линии содержания менялись направления подготовки и форматы обучения. Методический совет программы ФРЦ формирует новый перечень направлений подготовки, требования к преподаванию, проводит конкурсы по разработке новых программ, модулей и кейсов, активно продвигает лучшие практики обучения. У нас совместно с экономическими институтами СФУ и СибГУ им. М.Ф. Решетнёва сложилась дружная многопрофильная команда. В течение этих лет было разработано несколько новых программ. Фактически мы участвовали во всех конкурсах, проводимых ФРЦ, и, как правило, побеждали.

Фото с Форсайт-сессии Евгения Пузина

Фото с Форсайт-сессии Евгения Пузина

В этом учебном году в СФУ реализуются в рамках Государственного плана две программы профессиональной переподготовки — «Управление проектами развития организации» и «Бизнес-аналитика в управлении организацией».

— Насколько компании вовлечены в эту историю переподготовки кадров? Говорят, некоторые всех своих управленцев «прогоняют» через программу, заинтересованы в подготовке целой команды.

— Да, такие прецеденты были, иногда целиком группа формировалась из управленцев одного предприятия. Так, например, в течение нескольких лет Горно-химический комбинат отправлял на обучение большие группы слушателей, и при поддержке администрации города обучение было организовано непосредственно в Железногорске.

Компоненты образовательных программ в части практико-ориентированных модулей в значительной части строятся на примере успешных кейсов и лучших практик организаций края, выпускники которых обучались в программе. При этом многие выпускники программы — руководители компаний приходят в программу и анализируют свои кейсы на практических занятиях.

Кроме того, когда в формат федеральной программы были включены стажировки на российских предприятиях, красноярские предприятия, где работают выпускники Президентской программы, вошли в число рекомендованных для прохождения стажировок. При этом в Красноярск на управленческую стажировку присылают не только специалистов из регионов России, но и из зарубежных стран-партнёров Президентской программы.

— Вы готовите специалистов под сегодняшний запрос или под завтрашний?

— Ключевой фокус всех управленческих программ, реализуемых в рамках проекта, – это развитие и стратегический менеджмент. С учётом того что в настоящее время экономическое развитие страны стоит перед серьёзными вызовами и требует кардинальной трансформации, стратегическим аспектам управленческой подготовки уделяется большое внимание.

СПРАВКА

За 25 лет в Красноярском крае свыше 2500(кого) обучались по Президентской программе, порядка 500 из них прошли стажировку в компаниях стран Европейского Союза, Восточной Азии, США и Канады. Подготовлены целые команды управленцев, которые успешно работают на ведущих предприятиях края. Более трети выпускников являются руководителями малых и средних предприятий.
В Сибирском федеральном университете за рамками программы для выпускников стали традиционными такие мероприятия, как создание Ассоциации выпускников, Посвящение в Президенты, бизнес-бильярд, Управленческий турнир, где слушатели обмениваются опытом и полученными знания в неформальных состязаниях.

— А что, как вы считаете, нужно добавить в программу подготовки?

— В первую очередь — усилить модули по прогнозированию и управлению в условиях неопределенности и рисков, потому что уровень неопределённости высок. Сейчас есть отдельные разделы по это теме, но необходимо изучение специальных методов, практик и кейсов в этой области.

Второе — с большой вероятностью будут трансформироваться государственные механизмы поддержки развития всех сфер деятельности, и это потребует проектирования и внедрения новых элементов системы финансового управления бизнесом.

Наконец, изменение пространственного развития, включая внешнеэкономические связи, определяет вектор трансформации образовательных программ. Так, предшествующие годы образовательные модули Президентской программы по управлению ВЭД организаций были ориентированы на европейский рынок, и большая часть стажировок приходилась на предприятия Европы и Японию. Поэтому так много внимания уделялось изучению английского и немецкого языков. Сейчас надо осваивать культуру бизнеса и языки резидентов восточных стран. В первую очередь китайский, хотя бы на уровне понимания друг друга. Потому что в азиатских культурах в случае создания совместных бизнесов высоко ценятся межличностные отношения.

В общем, что надо развиваться — ясно. Но фактически стратегическую задачу и направления модернизации будем проектировать в условиях высокой экономической турбулентности.

— Работа преподавателей института в Президентской программе, наверное, повлияла и на подготовку студентов?

— Безусловно, это существенно изменило экономическое и управленческое образование во всех вузах на основных образовательных программах. Постоянно по основным образовательным программам в области экономики и управления используются кейсы с согласия компаний, в которых работают выпускники Президентской программы. Зачастую выпускники программы привлекаются для преподавания практико-ориентированных модулей дисциплин и производственных практик.Они со студентами анализируют опыт, истории успеха и ошибок. А это дорогого стоит.

Вчера в СФУ в связи с 25-летием Президентской программы прошла торжественная форсайт-сессия «Президентская программа: вызовы нового времени». Говорили и об истории, и о видении будущего, и о личном опыте участия в программе. Вот несколько отзывов.

Сергей Евминенко, замминистра здравоохранения Красноярского края: «По Президентской программе я учился в 2013 году. К тому времени у меня было два высших образования (техническое и экономическое) и опыт управленческой работы около шести лет. Но хотелось усилить свои лидерские качества, понять, как управлять персоналом, как инициировать людей. Мне сразу понравился формат обучения по программе. Мы решали конкретные управленческие задачи, работали в группе, публично защищали результаты перед коллегами. Всё это заставляет концентрироваться, использовать весь свой интеллектуальный потенциал, вырабатывать навык выступлений, аргументации своих идей, что, безусловно, пригодилось в дальнейшей деятельности. Также полезной оказалась возможность посмотреть на свои производственные задачи с точки зрения управленцев из других отраслей. Проблема и её решение тогда видится иначе.

Надеюсь, Президентская программа будет развиваться. Во-первых, хотелось бы, чтобы ещё больше внимания уделялось процессному управлению и менеджменту качества. Во-вторых, на фоне цифровой трансформации экономики важно повышать компетенции в этой части. Наконец, сейчас повсеместно внедряется понятие клиентоцентричного государства, или государства для граждан. Обучающимся по Президентской программе, конечно, тоже нужно менять сознание в сторону того, что удовлетворение потребностей граждан — главная задача на сегодня».

Татьяна Агеева работала заместителем главного бухгалтера в компании среднего бизнеса, когда пришла обучаться на Президентскую программу. А после обучения стала финансовым директором, работала в консалтинге, организовала собственную фирму, наконец — сама стала преподавателем Президентской программы. Сегодня Татьяна Юрьевна работает на кафедре международной и управленческой экономики Института экономики, государственного управления и финансов СФУ: «Программу я окончила в 2002 году, и главный её результат — получение системного взгляда на организацию. В 2003 году по программе прошла трёхмесячную стажировку в Германии, в компании ARCORA International. Там я впервые осознала те потоки информации, которые функционируют в организации помимо бухгалтерского учёта.Удалось понять точки контроля, они же точки управления, которые можно создать в организации. Это новое понимание потом удалось реализовать в компаниях, где я работала. А Президентской программе хочется пожелать ориентации образовательных результатов на проактивный стиль управления. Сейчас некоторые инструменты управления больше подходят к адаптационной экономике, а современная экономика требует быстрого принятия решений и гибкости, иначе мы всё время будем опаздывать. Проактивный стиль поможет опережать события или даже создавать их».

Похожие материалы