Обложка

Научный микрофон-2024:

тотальная трансформация

Короткая история

Студенческий шоу-конкурс научно-популярных докладов впервые прошёл у нас в 2021 году. Предполагалось, что на этой базе в том числе будет создан настоящий неформальный коллектив искренне заинтересованных в науке и в своём развитии молодых учёных — от первокурсника до кандидата или даже доктора наук.

За образец был взят известный на весь мир Science Slam, вполне соответствующий поставленным задачам. Однако коммерческая составляющая формата Slam на тот момент испугала, а сугубо студенческая специфика аудитории подтолкнула идейных вдохновителей к созданию собственной версии конкурса.

Так появился «Научный микрофон», который должен был состоять из двух обязательных этапов: институтского, гарантирующего качественный отбор лучшего докладчика, и университетского, в котором этому самому «лучшему» поручалось защищать честь целого института.

Эмоциями от участия в конкурсе поделилась победитель «Научного микрофона СФУ-2022», ныне аспирант Института педагогики, психологии и социологии Ксения НАЗРАНОВА: «До конкурса у меня был опыт участия в научных конференциях с классическими докладами. Но формат научпопа казался чем-то фантастическим, ведь здесь нужно соединить сложные научные концепции и доступную форму.

Выступление в научно-популярном жанре в моём понимании должно отвечать нескольким характеристикам:

• касаться всех и каждого;
• быть приправлено юмором и пропитано позитивом;
• в конце должно сложиться ощущение выхода из проблемы, рассказ о том, что вы придумали, как эту проблему решить.

Этот опыт открыл мне глаза на истинную механику научных выступлений и публичного представления своей научной работы, а также помог понять, как важно удерживать интерес публики, чтобы получить качественные комментарии и отклик. Это отозвалось и в преподавательской деятельности: теперь в рамках моего курса «Педагогическое мастерство» мы со студентами учимся представлять научные работы интересно и нескучно».

Делайте ваши ставки

С 2021 по 2023 годы конкурс концептуально практически не изменился. Менялись подходы к организации и выбору финалистов, процесс подготовки дополнился мастер-классами. Но сам формат выступления и требования к нему оставались прежними: просто и максимально интересно (с юмором, творчески, неформально) рассказать о сложных научных теориях, задачах и исследованиях за 5-7 минут.

Впрочем, единого отношения к конкурсу не было. В одних институтах ставку делали на наиболее успешных в науке студентов-старшекурсников, в других — подготовка участников превратилась в целую проектную работу.

Оглядываясь назад, можно признать опыт последних — Института математики и фундаментальной информатики — наиболее успешным. Несмотря на то что в 2022 году институтский этап стал необязательным, а в 2023-м финалистом можно было стать и вовсе в обход профильного отборочного конкурса, все три года математики неизменно оказывались в числе лучших на финальном этапе.

«Сам по себе «Научный микрофон» — уникальный проект нашего университета, — уверен Степан Игоревич БАШМАКОВ, заместитель директора ИМиФИ по воспитательной работе, научный куратор нескольких поколений участников конкурса в институте. — Да, многие организации в стране уже проводят на своих площадках «микрофоны». Но всякий раз, когда мне доводится выступать в качестве зрителя или эксперта внешних конкурсов, я наблюдаю многократное преимущество студентов СФУ в научно-популярных компонентах.

Считаю, что в ИМиФИ конкурс значительно отличается от остальных институтов СФУ. У нас каждый участник получает тему, наставника и материалы для подготовки, а затем на протяжении целого месяца погружается в задачу и готовит её представление. Мы обеспечиваем полное сопровождение заинтересованного конкурсанта, достаточное для того, чтобы выдать максимум — подготовить лучшее выступление и ни в какой момент не ощущать себя «брошенным» перед неподъёмным материалом.

По сути, именно этим опытом мы стараемся поделиться в этом году с другими институтами, потому что я убеждён: его можно применить везде».

В новый сезон с новыми идеями

Итак, в этом году организаторы конкурса — Управление молодёжной политики совместно с Молодёжным центром ИМиФИ — сосредоточили своё внимание на усилении удачного опыта отдельных институтов, а также возрождении институтских этапов и развитии практик наставничества.

К вопросу про усиление: конкурс «Научный микрофон СФУ» получил грантовую поддержку в рамках Всероссийского конкурса молодёжных проектов, проходившего на форуме ТИМ Бирюса. О том, насколько это важно, говорит руководитель конкурса «Научный микрофон СФУ–2024», специалист отдела студенческих объединений и проектов УМП Милана КАЛГИНА: «Основная цель, которую мы преследовали, подавая проект на грантовый конкурс Росмолодёжи, — переосмыслить и освежить формат, повысить интерес потенциальных участников. И уже во время написания проекта поняли, что надо мыслить шире — привлекать новую аудиторию, возрождать институтский этап, выстраивать качественно новую систему работы экспертов, наставников и консультантов для помощи участникам.

В этом году конкурс предполагает участие не только студентов, но также школьников и молодых сотрудников в рамках соответствующих лиг. Такое решение может помочь университету привлечь обучающихся и сотрудников к развитию их научно-интеллектуальной деятельности через популярный формат.

«Просто про науку» снова смогут рассказать представители всех институтов, что позволит представить весь широкий спектр научных направлений в университете, а это ценно.

Проведение школьной лиги позволит познакомить потенциальных абитуриентов с СФУ.

Для поиска консультантов и экспертов мы планируем сотрудничать с научными организациями-партнёрами, институтами и кафедрами».

Приём заявок во все три лиги (студенческую, школьную и молодых учёных) продлится до 11 февраля. Для студентов, как и ранее, не выдвигается ограничений — к участию приглашаются обучающиеся всех программ, направлений и курсов бакалавриата, специалитета и магистратуры. После подачи заявки участников ожидает выбор темы и последующая её разработка под руководством научного куратора. А ещё тесная коммуникация с организаторами в институтах, мастер-классы, репетиции и, конечно, волнительное финальное выступление.

>> Финал школьной лиги 29-30 марта.

>> Финал студенческой лиги 4 апреля.

>> Финал лиги молодых учёных и всего проекта 12 апреля.

«Посоветовала бы участвовать всем и каждому, неравнодушному к науке. Неважно, каков ваш опыт в выступлениях такого формата (для меня это было впервые). Главное — получить признание важности своей работы. Это может стать ступенькой для движения вверх по лестнице успеха», — подчёркивает Ксения Назранова.

Научный микрофон — это определённо про путь в науку. Решайтесь, а мы поможем!

Татьяна ЗВЕРЕВА

Похожие материалы