Обложка

Ожидания от Digital Humanities

Семинар «Цифровая среда» прошёл в онлайне почти сразу после рождественских каникул и стал одним из первых важных событий в реализации стратегического проекта СФУ «Digital Humanities Research Institute».

Доклад о том, сколько всего в мире представлено ресурсов, сервисов, институций в сфере DH, как с этим работать и на какие вопросы предстоит ответить, делал главный научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН Александр АНТОПОЛЬСКИЙ. Среди обсуждавших доклад — Леонид БОРОДКИН, член-корреспондент РАН, завкафедрой исторической информатики МГУ (интервью с ним мы публиковали в номере УЖ от 6.10.2021), Анастасия БОНЧ–ОСМОЛОВСКАЯ, специалист по компьютерной и корпусной лингвистике (НИУ ВШЭ); доцент кафедры философии СФУ Михаил БУХТОЯРОВ и др.

Андрей Володин

Андрей Володин

Вёл семинар Андрей ВОЛОДИН, доцент кафедры исторической информатики МГУ и одновременно руководитель Digital Humanities Research Institute СФУ — одного из четырёх стратегических проектов «Приоритета 2030». Мы связались с Андреем Юрьевичем и задали ему несколько вопросов о том, как проект будет развиваться.

— Андрей Юрьевич, прошедший в январе семинар — первое крупное событие проекта?

— Скажем так: семинар «Цифровая среда» — первое ПУБЛИЧНОЕ мероприятие института (DHRI@SFU). Конечно, за месяцы обсуждения проекта, формирования его повестки, утверждения основных задач прошло много заседаний, экспертных сессий, жарких дискуссий. Но открылись миру мы как раз объявлением о семинаре, посвящённом инфосфере цифровых гуманитарных наук.

Я благодарен Александру Борисовичу Антопольскому, ведущему специалисту по созданию научных информационных систем ИНИОН РАН, за доклад о том, как сложно сегодня уловить тенденции развития в таком разнообразном и активно меняющемся исследовательском поле, как цифровая гуманитаристика (digital humanities). В мире создаются сотни проектов, выходят сотни публикаций, появляются сотни баз данных — уловить пульс времени в этом многообразии сложно, но важно и нужно.

Отдельное спасибо Анастасии Александровне Бонч-Осмоловской, руководителю программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» НИУ «Высшая школа экономики», за согласие выступить дискутанткой по докладу. Согласен с высказанной ею точкой зрения, что настал момент, когда уже пора понимать, как, куда и с какой скоростью движутся цифровые гуманитарные исследования.

— Какие следующие шаги по реализации проекта?

— Мы планируем продолжить проведение семинара «Цифровая среда», ведутся переговоры с будущими докладчиками. Надеемся, что уже из названия ясно, что мы будем собираться по средам и обсуждать то, что близко каждому — цифровую среду, в которую мы все погружены, как говорится, волей-неволей. На повестке вопросы организации сетевых сообществ, репозиториев научных знаний, академических агрегаторов данных об историко-культурном наследии.

Топ-10 видов ресурсов в мире

(по презентации А. Антопольского)

  • Электронные библиотеки
  • Цифровые издания
  • Музейные коллекции
  • Языковые инфоресурсы
  • Таксономии, онтологии, словари
  • Памятники, рукописи
  • Персональные коллекции
  • Тематические коллекции
  • Архивные коллекции
  • Геоданные, карты

Кстати, 10-11 марта вместе с коллегами из Высшей школы экономики и Российской ассоциации цифровых гуманитарных наук мы проводим встречу на тему «Digital Humanities: дискуссии о данных, проектных стратегиях и образовательных практиках», где обсудим роль данных, особенно тех, которые гуманитарии тщательно самостоятельно собирают (в науке это называется ка́пта), как меняет современную науку датафикация и как гуманитарию получить навыки аналитика данных, не обращаясь в датаизм.

— Вы планируете объединить в проекте всех знаковых людей, занимающихся в России Digital Humanities?

— СФУ — не случайное место для цифровой инициативы в гуманитарных науках. Именно в СФУ была организована штаб-квартира Российской ассоциации цифровых гуманитарных наук, объединяющая ключевые российские центры науки и образования в области цифровой гуманитаристики. Осенью 2021 года на базе СФУ прошла важная международная конференция Европейской ассоциации Digital Humanities.

Как написали коллеги из ВШЭ в последнем номере «Вестника DH»: «Сибирский федеральный университет — здесь бьётся сердце русских Digital Humanities». И это правда!

Опыт СФУ показывает, что совместная работа и коллаборативные проекты приводят к успеху. Институт цифровых гуманитарных исследований приглашает к сотрудничеству лучших экспертов из России.

К примеру, одна из задач нашего стратегического проекта — цифровая трансформация гуманитарного образования в СФУ. Для решения этой сложной и трудной задачи уже в ближайшее время мы приступаем к работе над онлайн-курсом, в рамках которого ведущие специалисты из разных институций в области Digital Humanities расскажут о подходах и методах современного научного фронтира. Смысл такого курса прост: сделать понятным каждому первокурснику-гуманитарию современный научный цифровой инструментарий. Скажем так, если студент осведомлён, то он вооружён — и в учёбе, и на рынке труда. В рамках нашего стратегического проекта предусмотрено, что осваивать цифровые инструменты в своей дисциплине студенты начнут со второго курса, а на третьем курсе будут представлять уже исследовательский проект.

— Составление каталога ресурсов по цифровой гуманитаристике, о котором шла речь в докладе Антопольского, — это главная цель или отправная точка?

— Каталог — это начало, которое позволяет определиться в текущей ситуации цифровизации гуманитарных наук. Разработка архитектуры информационной системы, её автоматического обновления и постепенного развития — важная задача для всего сообщества цифровых гуманитариев. Но это скорее средство для важных задач DHRI: мониторинга цифровой среды гуманитарных наук, включая новейшие инструменты, электронные ресурсы, прорывные научные подходы. Институт планирует уже в этом году выпустить подробный аналитический отчёт о развитии направления.

Также в ближайших планах института — создание прототипа цифровой платформы, позволяющей агрегировать историко-культурную информацию и данные о Красноярске и шире — об Ангаро-Енисейском регионе. Такая платформа позволит работать с различными коллекциями открытых данных и исторических источников, базами данных по искусству, антропологии, археологии, архитектуре.

— Как вы считаете, что эффективнее: создание многих небольших цифровых проектов и ресурсов или какого-то глобального?

— Отвечу на этот вопрос одним словом — интероперабельность. Важен не масштаб проекта, а его совместимость с другими научными данными об окружающем нас мире. И хотя слово «интероперабельность» звучит пугающе, но, по сути, это способность к взаимодействию, которая становится основой цифровой инфраструктуры науки. И современные цифровые проекты не стоят перед выбором: большой или маленький проект сделать. Скорее, речь о том, чтобы сделать свой проект полезным, а значит, сделать свои данные совместимыми с международными стандартами. Такими данными смогут воспользоваться все желающие.

— А что будет самым существенным и зримым итогом стратегического проекта «Digital Humanities Research Institute»?

— Проект стратегический не только по названию, но и по сути, поэтому я бы ожидаемые результаты разделил на краткосрочные и долгосрочные.

Ближайшие зримые результаты — интересный открытый курс по основам DH на одной из ведущих образовательных онлайн-платформ, создание системы мониторинга научной области DH, запуск прототипа цифровой платформы-агрегатора историко-культурного наследия Енисейской Сибири.

Долгосрочные результаты — цифровая трансформация гуманитарного образования в СФУ, ускорение цифровых гуманитарных исследований в Красноярске, распространение цифровых подходов среди студентов и преподавателей гуманитариев, создание работающей цифровой платформы, полезной и учёным, и широкой аудитории. При этом нельзя не забывать важный принцип взаимодействия с компьютерами: машина должна работать, а человек — думать.

Из услышанного на семинаре

  • Стандарт важнее, чем рисунок, который у тебя размещён. Иначе твой программист уволится — а другой не сможет продолжить. Как программист решил, какого нашли – так и сделали. В этом и есть наше глобальное отставание — отсутствие стандарта. Это дремучесть.
  • Больше всего в цифровой среде лингвистических ресурсов, но лингвисты вообще не считают, что они DH.
  • В Германии самые масштабные программы в Digital Humanities посвящены оцифровке периодики, это главный тренд.
  • Модные сейчас DH через десяток лет умрут, потому что гуманитарные науки впитают это как инструмент, и отдельно DH не будет существовать.

Похожие материалы