Обложка

Суворовец с медалью Суворова

Когда подполковник Алексей ВАСИЛЬЕВ приходит в школы проводить «Уроки мужества», дети обязательно задают вопрос: «А за что у вас награды?». В числе наград Алексея Викторовича есть медаль участника СВО и медаль Суворова, которые он получил за командировку в Херсонскую и Запорожскую области в октябре 2022 — январе 2023 гг. Тогда, в разгар активных действий армии украинской стороны, подразделения наших войск, стоя на левом берегу Днепра, не допустили форсирования реки и прорыва войск противника на участке в 140 километров. Подполковник Васильев в этих событиях выполнял свои обязанности как артиллерист.

Военная среда

Родом Алексей Викторович из Казани. Профессию военного выбрал с подачи отца, да и вообще он военный в четвёртом поколении. Отец — ракетчик, дед служил в авиации, прадед во флоте. Будет ли в династии пятое поколение военных, пока непонятно: младшему Васильеву всего 3,5 года.

Для самого Алексея Викторовича работа артиллериста не столько призвание, сколько судьба. Сначала отец водил его маленьким в Суворовское училище. «Смотри, красивая форма?» — «Красивая». Нравилась не только форма суворовцев, но и то, каким уходил и приходил со службы всегда собранный, чёткий подполковник-отец. После 7 класса Алексей поступил в Казанское суворовское.

Три года жёсткой дисциплины сильно меняют характер, перемалывают все подростковые закидоны. Уже ко второму курсу он ощущал себя на голову выше бывших одноклассников. Они ещё ведут себя как дети, а ты уже в наряды ходил, серьёзные задачи выполнял. Но вот одно училище позади, и отец опять: «Ну что, товарищ старший вице-сержант, суворовец, куда будешь поступать?» — «В гражданский институт, надоела эта военщина!». — «Ладно, отгуляй отпуск, там видно будет».

Алексей хотел, как сестра-двойняшка, поступить в строительный институт на архитектора. Сестра, учившаяся на отлично, поступила и до сих пор не только преподаёт по специальности, но и ведёт творческие онлайн-курсы по валянию шерсти, рисунку на батике. А Алексей в архитектурный не прошёл. Зато после Суворовского его без экзаменов брали в Казанское высшее артиллерийское командное училище. Да и за два месяца отпуска он понял, что соскучился по казарме, по коллективизму, чувству плеча.

Высшее военное училище он окончил в 2003 году в звании «лейтенант». Кстати, преподаватели там были и из Одесского, и из Сумского училищ, т.е. база подготовки с украинскими военными у нас одна. А для Алексея Украина вообще вторая родина: отец служил в Балаклее в Харьковской области, и Алексей именно там пошёл в школу, учился до 3 класса.

После выпуска из училища он попал служить в артиллерийский самоходный дивизион в мотострелковый полк в пос. Тоцкое Оренбургской области. Был командиром взвода, затем командиром батареи самоходной артиллерийской батареи на системах «Акация». Через два года службы в войсках предложили вернуться в родное училище воспитывать молодое поколение артиллеристов. «Такое раз в жизни бывает». Шесть лет проработал там, сделал первый выпуск своих курсантов в должности командира курсантской батареи.

А в 2011 г., когда Министерством обороны руководил А.Э. Сердюков, Казанское артиллерийское училище, как и многие другие в стране, закрыли. Артиллерийских училищ теперь нет вообще. Их закрыли в то время в Казани, в Екатеринбурге, в Коломне. Осталась только Михайловская артиллерийская академия в Санкт-Петербурге и три военных учебных центра, где готовят офицеров артиллеристов, — в Красноярске, Воронеже, Тольятти. В результате кто-то из коллег ушёл на гражданку, кто-то в МЧС. Выслуга лет позволяла уволиться, но Алексей всё-таки видел себя только военным. Год искал место, думал вернуться в Оренбург. Узнав о том, что в Красноярске есть Учебный военный центр, тогда ещё капитан Васильев вышел на руководителя УВЦ полковника Е.Н. Гарина, прошёл собеседование и был принят в штат на должность преподавателя.

«О, Чёрное море!» — сказала жена, когда услышала новое место назначения. — «Ошибаешься, это не Краснодар, а Красноярск, Сибирь». В августе 2012 г. он приступил к службе на новом месте. И здесь ему всё нравится. Во-первых, люди ещё более приветливые и открытые, чем даже в родной Казани. А во-вторых, после 16 лет ожидания родился сын, и он красноярец.

Помимо преподавания Алексей Викторович пишет кандидатскую диссертацию («в 2025 году хочу защититься; пока на полпути»). А если говорить о хобби, то это лёгкая атлетика — бег, плавание. В бассейн ходит четыре раза в неделю, с утра пораньше, и в целом сдаёт физподготовку на высший уровень. Кроме того, любит моделирование. На учебно-полевой базе кафедры есть даже небольшая экспозиция Васильева – модели самоходных установок, танков, артиллерийских орудий в масштабе 1:72. А ещё с курсантских лет играет на гитаре. И если раньше на полигонах между учениями пели с ребятами в основном лирические и исторические баллады (про войско Святослава, про фальшивомонетчика Демидова), то теперь в репертуаре всё больше «Любэ» и классический русский рок.

Новая реальность: СВО

С началом специальной военной операции у всего преподавательского состава кафедры наземной артиллерии сухопутных войск Военного учебного центра началась другая жизнь. До командировок в зону боевых действий ездили обучать мобилизованных в Омск, Алейск, Тюмень, Новосибирск. Необходимо было за два месяца подготовить будущих воинов разных возрастов, от 21 до 60 лет, на должности вычислителей, разведчиков, наводчиков, командиров различных орудий, командиров взводов.

Обучение приходилось вести не по своей узкой специальности, а по самым разным вопросам, связанным с артиллерийской наукой. Начиная от устройства и технического обслуживания миномётов, пушек, гаубиц и боеприпасов, заканчивая расчётами при управлении огнём артиллерийских подразделений.

Участие в СВО стало для Алексея Васильева первым боевым опытом, хотя практический навык у него почти 20-летний: это и служба в войсках, и ежегодные учебные сборы, и войсковая стажировка с курсантами Военного учебного центра. Как дети в школах, тоже задаём Алексею Васильеву вопрос о медали Суворова: за что её вручили? «За уничтожение диверсионно-разведывательных групп. Также противник скапливал личный состав и вооружение для перехода с одного берега Днепра на другой, — рассказывает Алексей Викторович. Наши войска предотвратили эту операцию, нанесли серьёзный огневой урон противнику ударами артиллерии, где я и выполнял свои обязанности по предназначению».

Контрбатарейную борьбу вести непросто. Надо нанести удар и быстро переместиться, иначе и в тебя прилетят снаряды, тем более что у противника хорошее западное вооружение, точное и дальнобойное. В 2022 году по этим параметрам ВСУ превосходили нашу артиллерию. «Но сейчас, — утверждает Васильев, — уже и мы где-то превосходим их».

Положение на фронте меняется быстро. «Когда я там был, мы не видели столько дронов, которые сейчас — едва ли не самая большая проблема». Но нам уже есть чем ответить, на каждое действие находится противодействие. Конечно же, меняется тактика ведения войны. Война идёт не просто гибридная в смысле технологий, а гипергибридная, когда значение имеет всё.

Утраты

Медаль ли, орден — на самом деле для офицера главная награда, чтобы личный состав не погиб. Такое, увы, случается. Особенно больно терять своих выпускников, молодых, по сути, ребят, которые зачастую и семью не успели создать.

Сейчас примерно 75% выпускников кафедры на СВО. В том числе те, кто только в прошлом году выпустился. Они приезжают в часть, а там большинство подразделений в зоне СВО. Лейтенанту надо принять дела и должность, а это включает технику и личный состав. «Твой взвод сейчас под Авдеевкой, — говорят лейтенанту. — Значит, собирайся, через недельку будет борт, и едешь туда. Примешь должность — и вперёд».

Побережье Кинбурнской косы, где Днепр впадает в море. С боевыми товарищами.

Побережье Кинбурнской косы, где Днепр впадает в море. С боевыми товарищами.

К этой ситуации готовы и вчерашние выпускники, и нынешние курсанты. Когда кто-то из зоны СВО приезжает на побывку, в институте устраивают встречи с курсантами. И у большинства есть понимание того, на кого они учатся и куда пойдут служить. Хотя есть и те, кто в результате делает выбор в сторону гражданской деятельности и отчисляется. Зато у тех, кто остался, это осознанно.

Военная профессия подразумевает возможность погибнуть, выполняя свой святой долг перед Отечеством. В Военно-инженерном институте погибших уже 11 выпускников. Всех их в институте помнят. Алексей Васильев у многих из этих ребят вёл занятия.

«Денис Моисеенко, выпускник 2020 года, играл в нашей замечательной футбольной команде, — вспоминает подполковник. — Вместе ездили на раскопки два года подряд с поисковым отрядом «Енисей» в Волгоградскую область. Денис попал в десантуру, там тоже есть артиллеристы, забрасываются с орудиями, миномётами на тяжёлые направления. Он со своим взводом был под Бахмутом в августе 2023 года. Заняли позицию, установили миномёты, но беспилотник срисовал, и сразу туда прилетело несколько вражеских снарядов. К моменту гибели у Дениса уже было 4 награды. Второй орден Мужества получил посмертно. Мощный парень был».

Алексей Зыков, 2019 года выпуска. «Он после срочной службы захотел стать военным, но в академию не хватило баллов. Приехал к нам в ВИИ, парень из Омска, крепкий такой. День рождения 22 апреля – как и у меня, сразу его запомнил. Мотивированный, виден стержень. Отлично прошёл по ЕГЭ. Был старшиной курса. Женился на нашей же выпускнице Кристине Мылтыгашевой, вместе уехали служить на Дальний Восток. Когда началась СВО, Алексей готовил технику, личный состав и отправлял туда, при этом и сам рвался: я же для этого учился. Теперь Кристина вдова. Кажется, война лучших забирает».

Артём Безгодов был тяжело ранен в голову, месяц лежал в реанимации. Отец с ним рядом каждый день сидел в Бурденко. Парень пошёл на поправку, говорил: подлечусь – и снова на СВО, к своим. Но начался сепсис.

А машина Антона Ковалёва заехала на минное поле и не успела выбраться, миномётами их накрыл противник.

Все погибшие для института — вечно живые. Имя первого из них, капитана Александра Вохмянина, сейчас носит кафедра. На открытии мурала его памяти мама Александра сказала, что гордится сыном. И знает, что он бы всё равно пошёл по этой стезе, такой характер. Родителям этих героев не в чем себя упрекнуть – они правильно воспитали своих детей.

А офицеры ВИИ и дальше будут выполнять свой воинский долг. «В декабре я вновь убываю в зону СВО от нашей кафедры», — подтверждает свою готовность Алексей Васильев.

НА ЗАГЛАВНОМ ФОТО: полигон, Кемеровская область. Месяц жили в палатках. Алексей собрал полевые цветы и решил порадовать жену фотографией.

Похожие материалы