Обложка

ИФиЯК: Ирина СКЛЯНИНА

Интервью с Ириной Скляниной, настоящей звездой Института филологии и языковой коммуникации, было записано несколько месяцев назад, когда она получила статуэтку Орфея за 1 место в студенческом ТЭФИ, престижнейшем конкурсе телевизионщиков всей страны. Материал для нашей газеты подготовила Грэта ЦАТУРЯН, тоже известный человек в СФУ (призёр «Студента года» регионального и российского уровней, получатель гранта РНФ и пр.). Тогда интервью мы придержали, так как были уверены — Ирину Склянину назовут лучшей выпускницей года, и нам о ней ещё придётся рассказывать. Так и случилось.

Бросать себе вызов

Она тогда только приехала в Красноярск из Ачинска, поступила на 1 курс, бежала по стадиону и думала: «Меня здесь никто не знает, все мои достижения остались в другом городе, и нужно начинать с чистого листа. Но, может, мне всё-таки удастся стать успешным человеком, на которого хотели бы равняться?». Ирина СКЛЯНИНА запомнила те свои мысли. Сейчас она оканчивает 4 курс Института филологии и языковой коммуникации, уже несколько лет работает на телевидении и стала узнаваема в миллионном городе.

— Ирина, как получилось, что ты со школы попала в журналистику?

— Я люблю рассказывать эту историю. Девятый класс, мне учительница русского и литературы предлагает поработать в местной газете, чтобы отточить навык письма. Мы так предполагали готовиться к ЕГЭ, и мне понравилась эта идея. При этом впереди ещё был ОГЭ.

ОГЭ я сдала, прихожу к учительнице и говорю: «Когда пойдём в газету?». А она завуч, у неё свои дела и обязанности. Но я постоянно напоминала. Когда мы наконец собрались, оказалось, главный редактор легла в больницу. Я расстроилась, а учитель говорит: «Пойдёшь на телевидение, я уже позвонила, тебя там завтра ждут».

Ничего себе! Никогда об этом не думала, но обрадовалась, потому что мне всегда нравились люди в кадре.

На следующий день прихожу, меня встречает режиссёр Наталья Викторовна, опытный и строгий человек. И вот я маленькая, мне 15 лет, а она меня о чём-то расспрашивает и отправляет с другим журналистом на съёмку. Было трудно, я устала, но после этого надо ещё что-то писать. А что писать?

Что-то написала на листе бумаги с перечёркиваниями. Сказали: «Неплохо», хотя я понимаю, что там полная чушь была. Но меня хотели как-то замотивировать, поддержать.

Не предполагала, что останусь после каникул. А Наталья Викторовна говорит: «Постарайся к нам приходить и во время учёбы». Так меня затянуло конкретно. Я десятый класс работала, в одиннадцатом меня только неделю, наверное, не было на телевидении во время ЕГЭ, а всё остальное время я там. Мне просто нравилась атмосфера и работающие там люди.

— А когда поступила на журналистику, сразу пришла на телевидение?

— Нет. На первом курсе пыталась выбрать какой-то из красноярских каналов, но поняла, что меня нигде не ждут с распростёртыми объятиями, и надо ещё как-то зарабатывать репутацию. И только когда случилась замечательная история, связанная со «Студвесной», я после 2 курса пришла на практику в филиал ВГТРК ГТРК «Красноярск» (телеканал «Россия 1»), где работаю до сих пор.

— А чем оказалась важна «Студвесна»?

— На первом курсе мы с одногруппником победили на университетском и региональном этапе «Студвесны» со своими сюжетами. У нас загорелись глаза, но поехать на российский этап тогда не смогли: квота по нашей номинации была закрыта. На втором курсе мы усердно к этому шли: опять первое место в университете, Гран-при в регионе. И мы поехали на российский этап. Там были тяжкие условия: в незнакомом поле нужно найти героев, классные темы и раскрутить это самостоятельно. Но оно того стоило: сильно прокачали навыки и стали лауреатами второй степени. Это прям вау, хотя тогда мы расстроились, что не добились большего.

— Какие ещё у тебя значимые достижения?

— Пожалуй, студенческий ТЭФИ, который случился через год. Я стала финалистом этого конкурса, проводимого Академией российского телевидения. С классными людьми познакомилась в Екатеринбурге, где проходил финал. Победить не получилось, но я была очень рада, потому что там крутые возможности.

А победив в конкурсе журналистского мастерства «Сибирь Про», я поехала в Новосибирск на награждение. Там был пресс-тур и крутые призы. В том числе спецприз от Академии новостей ТАСС на прохождение любого курса.

Нельзя не сказать и про краевую именную стипендию имени журналиста Л.И. Батынской. Я к этому шла все четыре года. В десятом классе, кстати, я как школьница получила аналогичную награду — стипендию губернатора за литературное творчество и сценические искусства.

На стипендию имени Батынской я ещё на третьем курсе пробовала подавать документы, думала, получится, ведь я уже журналист телеканала «России 1». Но не получилось. И только благодаря тому, что за год плюсом к творческим достижениям я сильно набрала научные, прикрепила огромный список журналистских публикаций, — стала стипендиатом. Горжусь этим. Потому что это сумма всего, чего я смогла достичь за все студенческие годы.

— Ты много где успела побывать за время учёбы?

— Это отдельный блок моего студенческого существования. Родители шутят: «Опять куда-то собралась? Когда учиться будешь?». На самом деле это ещё с детства, когда я занималась спортивными бальными танцами: мы и с ансамблем, и в паре ездили на турниры. И когда в университете появилась такая возможность — почему нет?

На первом курсе была мини-поездка в Минусинск в рамках университетской телевизионной программы. Основной поток путешествий начался на втором курсе, связанный с конкурсами и награждениями: Санкт-Петербург, Москва, Кострома, Самара. На третьем курсе я ездила в Сочи на журналистский форум «Вся Россия», в Екатеринбург на студенческий ТЭФИ, в Пермь на «Студвесну».

На четвёртом курсе была поездка в Новосибирск, в Бишкек (Кыргызстан) и опять в Сочи. Со временем уже ловишь эту волну, как в сёрфинге.

— Тебя знают как человека ответственного, целеустремленного. Какие ещё качества ты можешь выделить в себе?

— Потрясающий вопрос. Наверное, лень. В десятом или одиннадцатом классе меня позвали на интервью в газете. Спрашивали, как я вижу своё будущее. Я говорила, что когда что-то делаю, то чувствую, как двигаюсь вперёд; а как только ложусь спать — это как будто десять шагов назад. И журналистка назвала статью «Десять шагов вперёд». Мама вырезала эту страницу из газеты и каждый раз, когда я ложилась на кровать, говорила: «Ага, десять шагов назад». Теперь это наша семейная юмореска. Знаю, что лень во мне присутствует, и я каждый раз себя обвиняю в том, что могла бы большего добиться, если бы не ленилась.

Ещё вечная жажда эмоций и впечатлений. Я прыгала с парашютом — это было как раз для видеорепортажа на «Студвесну». Мне только это пришло в голову, и я тут же решилась. И мы поехали снимать мой прыжок. Не готовилась морально и вообще никогда не думала, что это сделаю. Летом занималась верховой ездой. В общем, одно из качеств — постоянная жажда незабываемых эмоций.

— Что бы ты могла пожелать другим студентам, которые только начинают свой путь?

— Я буквально вчера вспомнила, как я бежала по стадиону рядом с общежитием на первом курсе в первые дни. Прямо помню эти мысли: что я приехала в другой город, где меня никто не знает, и жизнь надо начинать с чистого листа, как-то себя проявлять, имя делать. Бегу, смотрю на эти высотки, которые меня, кстати, тоже мотивировали тем, что устремлены к небу. И так бегу год за годом. Оборачиваясь, думаю: то, что я тогда желала на первом курсе, мне действительно удалось.

Могу посоветовать другим студентам постоянно стремиться вперёд, всегда прыгать выше своей головы. Ещё – не бояться, смотреть страху в лицо. Это звучит банально до тех пор, пока ты сам с этим не столкнёшься. По сути главное — это верить в себя.

На Всемирном фестивале молодёжи перед нами выступал заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко с абсолютно прекрасной, мотивирующей лекцией о том, как жить и быть успешным. Одно из его правил: «Побеждает тот, кто сдаётся на две секунды позже». Помнить об этом я бы тоже всем пожелала.

— У тебя есть любимый писатель?

— Из русских это Достоевский, потому что в своей жизни я часто размышляю о том, о чём размышлял Раскольников: кто ты, тварь дрожащая или право имеешь? Это мотивирует. Не в смысле убивать старушку, но бросать себе вызов: я могу сделать или нет то, что другие могут? А то, что не могут они, мне под силу?

Из зарубежных люблю замечательное произведение Элинор Портер «Поллианна» – про девочку, которая умеет во всём находить хорошее. Читала о ней в одиннадцать лет, но восхищаюсь её даром до сих пор. Она заставляла всех вокруг радоваться вопреки неприятностям. А ведь это, правда, важно.

— В этом году отмечается юбилей А.С. Пушкина и В.П. Астафьева. Какие произведения любишь у них?

— У Пушкина любимое стихотворение «Зимний вечер», там есть что-то магически притягательное. Будто бы действительно в лачужке сидишь, за окном метель, пурга, темно, а эти стены защищают тебя.

Ещё, конечно, «Евгений Онегин». Меня вдохновил Дмитрий Дюжев, который приезжал к нам в Ачинск с этой поэмой. Я выучила письмо Татьяны и ответ Онегина и могу минут десять читать наизусть фрагмент из «Евгения Онегина», не останавливаясь.

Также всю жизнь я проговариваю пушкинскую фразу: «Привычка свыше нам дана // Замена счастию она». Иногда некоторые обстоятельства объясняю себе именно так: ко всему человек может привыкнуть.

У Астафьева люблю «Васюткино озеро». Это опять же про умение не сдаваться, которое важно для журналиста и вообще для человека. Кстати, в своё время с отрывком из Астафьева я занимала место на конкурсе чтецов.

— И напоследок: какими качествами всё-таки нужно обладать журналисту, чтобы его заметили?

— В первую очередь настойчивость. И упёртость, потому что, если сдашься, точно будешь в пролёте. Любознательность. И некоторое человекопонимание, что ли. Эмпатом для журналиста быть опасно, высок риск выгореть. Но быть человеком, понимающим другого, очень важно, когда рассказываешь историю или ищешь инфоповод.

Беседовала Грэта ЦАТУРЯН

Похожие материалы