Березовый «круг» - споры вокруг

Во второй половине мая депутаты Красноярского горсовета обсудят вопрос о внесении изменений в генплан города в связи с определением новых границ Сибирского федерального университета (от базы отдыха «Восток» до улиц Ленинградской – 1-й Ленинградской). После вынесения депутатского вердикта станет ясно, как дальше расти и развиваться одному из крупнейших вузов России.
Сегодня «пограничная» тема – одна из самых актуальных, она затрагивает интересы многих собственников – будь то владельцы дач, находящихся в непосредственной близости от СФУ, либо жители домов, расположенных на территории университетского городка.


«В настоящее время отсутствует благоустройство и организация лесопарковой части рассматриваемой территории, при высокой рекреационной нагрузке происходит деградация природных комплексов …Проект генплана СФУ позволяет обеспечить сохранение значительных территорий естественных лесов…».
(Из ответа ОАО «Красноярскгражданпроект» на запрос управления архитектуры администрации г. Красноярска о целесообразности застройки и территориального развития СФУ)

К слову, заказчик строительства кампуса СФУ – само правительство края, проектировщик – ОАО «Красноярскгражданпроект».
– Претензии же предъявляют нам – по поводу того, что мы занимаем под застройку березовую рощу, – рассказывает главный архитектор СФУ Владимир Адамович Стасюк. – Если будут утверждены новые границы университетского городка, то мы, наоборот, эту территорию берем под свое крыло: обязуемся её содержать, благоустраивать, ухаживать и т.д. Да, частично какие-то участки уйдут под строительство, в цифрах это выглядит следующим образом: существует сегодня 252 га зеленых насаждений, на перспективу – 241. Получается, что лишь 11 гектаров будут заняты под застройку учебных зданий и общежитий, а также дорогами и проездами.

Из них на территории нынешней березовой рощи планируется использовать всего 4 га (спортивно-оздоровительные сооружения, пешеходный бульвар с объектами обслуживания), что составляет 1,6% от всей площади зеленых насаждений. Остальная территория будет благоустроена, а лесопосадки максимально сохранены.

Застройку планируется вести вблизи существующих дорог и сформированных кварталов. Как видите, цифры несопоставимы с теми, которые называют оппоненты. С чего они взяли 200 га вырубок?.. Похоже, идет просто фальсификация фактов и умышленный информационный натиск.

Откуда же цифры? Из «леса», вестимо…

«Строительный скандал!», «Березовую рощу вырубать нельзя!», «Лес – сохранить, строительство – остановить!» – с таких «увертюр» начиналось большинство телерепортажей о сходе граждан в Академгородке в марте этого года. В новостных сюжетах фигурировали разные цифры: то 200, а то 250 га безжалостно вырубит СФУ… В одном репортаже из контекста следовало, что федеральный «монстр» нацелился на уничтожение свыше 600 га!..

Пресс-служба СФУ предоставила нашей редакции результаты мониторинга нескольких десятков сообщений в телеэфире и печатных СМИ на «березовую» тему, вышедших накануне и после проводимых университетом общественных слушаний на тему о внесении изменений в генплан города в связи с определением новых границ СФУ.

Информагентство Newslab 16 марта 2009 года сообщило: «Как рассказала один из лидеров инициативной группы по сбору подписей Наталья Дереглазова, под угрозой вырубки оказалось около 200 га зеленых насаждений в пределах городской черты, примыкающих к микрорайонам Студгородок, Академгородок, поселку Горный и совхозу «Удачный». Вырубка леса будет производиться согласно разработанному проекту строительства комплекса зданий Сибирского федерального университета…».

…Обратимся к архиву телесюжетов. Сначала идет серия материалов о конфликте по поводу грядущего строительства общежития СФУ № 1 по соседству с домом, расположенным по адресу: пр. Свободный, 74 «Г». Затем с интервалом в несколько дней репортеры сообщают о сходе граждан в Академгородке и протестах против вырубки рощи. В сюжетах на ту и другую тему мелькают знакомые всё лица: Наталья и Иван Дереглазовы (последний – председатель правления ТСЖ «КИСИ»). Они дают эмоциональные интервью, комментируют…

Возьмем репортаж телекомпании «Афонтово» по поводу первого, более узкого, по сравнению с «березовой рощей», скандала. Корреспондент за кадром: «…Никаких юридических прав на этот участок у людей нет, но понять их можно – возле их дома начнется возведение нового 24-этажного общежития, а этого хотят не все…». Конечно, жителей любого дома (даже не элитного и не утопающего в зелени) соседство со стройплощадкой вряд ли обрадует, но что же теперь – запретить все стройки по городу? Я, например, тоже хочу, чтобы возле моего дома запретили оживленное движение автотранспорта (шумно и пыльно), и чтобы среди ночи не раздавался вой сирен скорой помощи (рядом перекресток и дорога на БСМП), хочу, чтобы мой дом в этом же году немедленно отремонтировали, и ещё много-много чего…

– Тут, похоже, срабатывает «эффект трамвая»: я сел, а остальные могут постоять на остановке, – возмущается В.А. Стасюк. – Именно в этом доме по пр. Свободный, 74 «Г» проживает семья председателя правления ТСЖ «КИСИ» И.М. Дереглазова. На встречах с жителями студенты присутствовали и спрашивали: вы что, нас за людей не считаете?.. Однако ответа так и не получили. Должен уточнить, что на площадке, прилегающей к указанному дому (а это пустырь), планируется строить три 24-этажные высотки. Первая – для семейных студентов, вторая – для аспирантов, а третий жилой дом – для приглашенного профессорско-преподавательского состава. Все нормы проектировщиками соблюдены.

Из справки профкома СФУ: «На сегодняшний день местами в общежитиях обеспечено всего 50 процентов иногородних студентов. В жилье или в улучшении жилищных условий нуждаются более 2500 преподавателей и сотрудников. В том числе около 1200 преподавателей, проживающих в общежитии (из них 40 – кандидаты наук).

– Что касается строительства общежитий возле дома 74 «Г», то эти объекты запроектированы ещё ранее указанного дома, но ввиду отсутствия финансирования строительство начато не было, – поясняет начальник отдела по управлению федеральной собственностью СФУ Галина Арнольдовна Ажгибесова.

В аптеку за… граблями?

Председатель правления ТСЖ «КИСИ» ещё в декабре 2008 года обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к СФУ, предмет которого он поначалу даже не мог сформулировать. Наконец, в марте этого года истец определился и требует, чтобы СФУ передал ТСЖ земельный участок под жилым домом по адресу пр. Свободный, 74 «Г». Забегая вперед, скажу, что предъявить такой иск СФУ – почти то же самое, что прийти в аптеку и потребовать продать грабли или, к примеру, картошку…

– Дом находится на земле, право собственности на которую зарегистрировано за Российской Федерацией, а право постоянного (бессрочного) пользования – за ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», – комментирует Г.А. Ажгибесова. – Статьей 34 Земельного кодекса РФ предусмотрен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством. Описывать его не буду, но скажу, что сначала председателю ТСЖ нужно было обратиться к собственнику – в нашем случае, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению госимуществом по Красноярскому краю. Сделай он это – всё могло бы быть не столь надрывно и публично. А на сегодняшний день ситуация выглядит так: герой-председатель борется с СФУ за право иметь придомовую территорию. Он устраивает митинги жителей дома, мешает проведению проектно-изыскательских работ (бросает в скважины палки, уничтожает образцы грунтов), привлекая внимание СМИ к своей персоне, а представитель собственника – Росимущество ничего об этом не ведает. А может, оно должно было догадаться, что председатель ТСЖ «КИСИ» хочет земельный участок?..

ЗАДОРно о печальном

Порой вслед за известным сатириком хочется «купить попугая, который живет лет триста, и усыновить его». Чтобы хоть кто-нибудь из членов моей семьи увидел завершенный и развитый кампус СФУ, процесс зарождения которого сегодня встречает столько преград. Вот, например, информационное агентство Knews пишет: «…красноярцы опасаются, что земли отойдут под возведение элитного жилья».

– Мы открыты для общественности: вот схема, по которой видно, что СФУ не строит и не планирует строить коттеджи, тем более в зеленой зоне, – рассеивает опасения главный архитектор СФУ В.А. Стасюк. – А теперь посмотрите в окно: вдоль грунтовой дороги по направлению к трамплину самовольно ведется строительство особняков. СФУ никакого отношения к ним не имеет! Я могу спорить на что угодно: если эта земля не будет нашей согласно генплану развития университета, то вот здесь, лет через 10-15, кругом будут стоять коттеджи!
Буквально на глазах в районе дачного поселка, на территории, не предназначенной для капитального строительства существующим генпланом города, как грибы после дождя, вырастают богатые фазенды. В то же время у нас открытым остается вопрос о проектировании конгресс-холла. Объект должен разместиться на участке перед фасадом главного корпуса СФУ, как раз за ажурным заборчиком, где недавно выстроено несколько добротных капитальных домов. Когда мы проводили общественные слушания по поводу определения новых границ СФУ, дачники сами жаловались на то, что частные застройщики их вытесняют, выселяют, причем незаконным способом: жгут домики, угрожают в открытую... Многие представители садовых обществ просили поскорее сообщить им, когда же начнется законная ликвидация дачного массива. Морально они к этому готовы и предпочитают иметь дело не с наглыми самозванцами, а с законопослушной администрацией университета.

– Повлиял ли финансовый кризис на планы, связанные со строительством кампуса?
– В связи с сокращением федерального финансирования нам пришлось отказаться от проектирования нескольких комплексов студенческих общежитий повышенной комфортности (однокомнатные квартиры со всеми удобствами, рассчитанные на проживание двух человек). Объекты планировалось начать возводить вдоль дороги, ведущей к трамплину, уже в 2010 году. Предполагается, что в СФУ будет обучаться в среднем 50 тыс. студентов (сейчас –47 тысяч).
– Какие ещё проблемные вопросы, тормозящие развитие университетского городка, предстоит решить в ближайшее время?
– В главном корпусе СФУ 19 мая пройдут общественные слушания по поводу внесения изменений в правила застройки. Дело в том, что согласно существующему генплану территория, находящаяся за Институтом градостроительства, управления и региональной экономики, разделена на две зоны: рекреационную и учебную. По новому законодательству в границах одного градостроительного плана не может быть две зоны разного назначения, поэтому и предстоит в рамках существующего отвода поменять назначение территории.
– Владимир Адамович, если будут утверждены новые границы университета, какое благоустройство планируется провести?
– Под застройку в основном будут использованы свободные и малоценные участки. Появится достаточно много зеленых насаждений ограниченного пользования, т.е. внутриквартальных скверов. Новые транспортные связи без университета вряд ли стали бы развиваться. Мы благоустроим дорогу и построим пешеходный бульвар, соединяющий нижнюю зону (участок Политехнического института СФУ) и верхнюю (пр. Свободный). В планах создание дендрария – все горожане смогут пользоваться! Предполагается и благоустройство дороги вдоль Николаевского кладбища. Сибирский федеральный университет будет вести все строительные работы только в строгом соответствии с законом.

В канун майских праздников телеканал СТС-Прима (корреспондент Валерия Каурова) показал репортаж о рейде по красноярским рощам. Вот начало сюжета: «Чтобы найти поле для деятельности, сотрудникам муниципального учреждения «Городские леса» долго блуждать не надо. Березовая роща за СФУ, рядом с Удачным. Повсюду изуродованные деревья. Охотники за соком не довольствуются малым. У берез стоят пятилитровые банки и, говорят, встречаются даже огромные баки».

Спрашивается, где же инициативная группа, выступавшая в защиту березовой рощи? Где общественность? Или кому-то выгодно, чтобы у рощи не было хозяина...
Виктория ДМИТРИЕВА

Когда корреспондент газеты готовила этот материал, один из жителей района принес в редакцию результаты собственного расследования этой темы, которая его затронула, поскольку живет он тоже вблизи университета. Мы предлагаем читателям познакомиться с еще одним частным мнением.

По закону или «по понятиям»?

Факты против домыслов

Вы ещё не забыли, кто, как правило, громче всех кричит: «Держите вора!»? Правильно, тот, кто в этот момент «под шумок» сам лезет в карман.

Когда в марте этого года «общественность» стала громко протестовать против вырубки берёзовой рощи в районе Студгородка, Академгородка и Сибирского федерального университета, моя рука тоже, было, потянулась к листу подписей «против». Но что-то остановило… Может, слишком истеричный вид «протестантов». Может, то, что на лыжных прогулках с сыном мы нигде не видели массовых вырубок, которыми так пугали горожан «внезапно инициативные» граждане. Или что долгие годы на этой юридически муниципальной территории фактически не было хозяина, и каждый зашедший сюда творил, что хотел – в меру своей наглости и испорченности, а «общественность» возбудилась только сейчас, когда на горизонте замаячил Сибирский федеральный университет…

Все эти странности только «подогрели» мой интерес к «борцам против вырубки берёзовой рощи» и сути их противостояния планам развития Сибирского федерального университета. Внимательный просмотр новостных сюжетов красноярских телекомпаний, публикаций в печатных и электронных СМИ привёл меня к печальному выводу – всех нас, как это принято нынче говорить, «развели»! «Развели» людей, на самом деле обеспокоенных судьбой той самой берёзовой рощи. «Развели» корреспондентов красноярских СМИ, ухватившихся за скандал, но не удосужившихся хотя бы проверить факты! Не говоря уже о том, чтобы серьёзно разобраться в теме. «Развели» администрацию города, которая, похоже, готова капитулировать перед «могучей кучкой» «инициативных протестантов». Хотя точнее их называть «протестными инициаторами». Что же это за люди и что за этими людьми?

Под обращением «инициативной группы граждан Академгородка», проводившей сход против вырубки берёзовой рощи, указан контактный телефон Натальи Дереглазовой. Она же сообщила участникам схода и «благодарным» корреспондентам сенсационную «новость» о том, что СФУ намерен вырубить под корень 200 гектаров леса. Эта цифра и слово «вырубка» стараниями СМИ разнеслись по городу со скоростью лесного пожара. Опровержения этих на самом деле ложных сведений такого эффекта уже не имели, хоть и прозвучали из уст официальных представителей СФУ, государственных и муниципальных органов и были подтверждены документами. Как в известном анекдоте: «Ложечки-то мы нашли, но осадок всё равно остался…»

Зачем же представитель «инициативной группы граждан Академгородка» запустила дезинформацию? Чтобы это понять, потребовалось «копнуть» лишь чуть-чуть глубже – вспомнить сюжет, который прошел всего-то на 4 дня ранее… Тогда Наталья Дереглазова и председатель ТСЖ «КИСИ» Иван Дереглазов «отметились» на экранах телевизоров хулиганскими выходками против строителей и изыскателей, проводивших работы на месте строительства университетского общежития напротив их дома (а проживают они на Свободном, 74«Г» – согласитесь, далековато от Академгородка, интересы которого они представляют нынче). Рабочим для защиты от хулиганов пришлось вызвать милицию. Жаль, что протокол не составили и не наказали хотя бы административно… И здесь будущие «защитники берёзовой рощи» ввели в заблуждение представителей СМИ, а те радостно раструбили что-то вроде: «СФУ отбирает землю у ТСЖ «КИСИ» и строит на месте детской площадки общежитие!..»


Вынужден огорчить «народных TV-защитников» – они защищали не жителей дома на пр. Свободный, 74 «Г» и даже не детскую площадку, а несколько десятков гаражей! Похоже, именно эти гаражи – причина «природоохранной» активности Дереглазовых и части жителей дома. Я не поленился и лично съездил посмотреть на «поле битвы». Строительная площадка будущих общежитий никак не ущемляет территорию существующей детской площадки у дома пр. Свободный, 74«Г». Но вот дорога к этому и другим близлежащим общежитиям согласно генплану должна проходить там, где уже выросли никем не предусмотренные гаражи!


Вы скажете: а причём здесь берёзовая роща? Ответ содержится в репортаже корреспондента новостей «СТС – Прима» Анны Павловой, описывающем действия противников строительства общежития. Дословно: «Говорят, если надо, пойдут дальше, и начнут со всех горожан собирать подписи против всего плана застройки университета». Это было 11 марта, а 15 марта невесть откуда явившаяся «инициативная группа граждан Академгородка» под предводительством всё тех же господ Дереглазовых (проживающих на Свободном) «пошла дальше» – и стала распространять слухи по поводу якобы грядущей вырубки 200 га берёзовой рощи... Для истерии в СМИ, давления на руководство СФУ и органы власти – это в самый раз! В самом деле – кто пойдёт защищать чьи-то гаражи, кроме их хозяев? А на «битву за рощу» удалось «возбудить» значительную часть действительно серьёзных и уважаемых горожан! И не важно, что врага на самом деле нет. Вон, и у Саддама Хусейна, оказывается, не было оружия массового поражения. А Джордж Буш-младший всем сказал, что есть…

Но кроме ловкой дезинформации есть во всей этой печальной истории ещё один ключевой момент. Это стремление современных СМИ угодить обывателю. Даже вопреки логике, даже во вред менее агрессивному большинству. Вот что сказал в своём репортаже корреспондент новостей «Афонтово» Василий Масальский по поводу земельных притязаний председателя ТСЖ «КИСИ» и его соратников: «Никаких юридических ПРАВ на этот участок (прим. – территория строящегося общежития) у протестующих НЕТ. Но ПОНЯТЬ людей можно – возле их дома начнётся возведение нового 24-этажного общежития, а этого хотят не все». Вот так – прав никаких нет, зато есть «хотелки» или «нехотелки»… В отличие от корреспондента ТРК «Афонтово», я не понимаю ничем не обоснованных претензий и считаю, что жить всё-таки надо по закону, а не «по понятиям». Тогда и «разводок» вроде «борьбы с вырубкой рощи» будет меньше!

P.S. Общежития студентам строить всё равно нужно. Но если не на пустыре рядом с домом господ Дереглазовых, то, получается, где-то всё в той же многострадальной роще. Так эти люди борются с ее вырубкой?..

Андрей КУЗНЕЦОВ, житель Октябрьского района г. Красноярска

Похожие материалы