Немного света и капля воды

|

Образованный летом в СФУ Институт экологии и географии возглавил Руслан Аглямович ШАРАФУТДИНОВ. В первую очередь в ИЭиГ вошли подразделения Института экономики, управления и природопользования — это отделение экологии и географии, лаборатория биогеохимии экосистем. Также планируется вхождение в состав института базовой кафедры геоинформационных систем (ИКИТ).

В кабинете, где мы беседуем с кандидатом географических наук, и.о. директора ИЭиГ Р.А. Шарафутдиновым, рабочая обстановка: стол завален бумагами, а по углам расставлены метеорологические приборы, всевозможный инвентарь, необходимый для прохождения практик по зоологии, ботанике, почвоведению, географии.


Р.А. Шарафутдинов родился в Красноярске в 1981 году. Окончил Красноярскую среднюю школу № 70, а в 2003 году — КГУ (специальность «Биоэкология»). Кандидат географических наук (2007 г.). Стаж научно-педагогической работы составляет 9 лет. Ведёт дисциплины «Четвертичная геология», «Ландшафтоведение», «Экология». С 2010 по 2013 гг. руководил лабораторией эколого-аналитического и радиационного контроля ООО «Геола», в течение последних пяти лет заведует лабораторией экологического мониторинга СФУ.

— Практика в полевых условиях на первом-третьем курсах обязательна, это возможность подготовить специалиста, который знаком с проблематикой не понаслышке, — говорит Руслан Аглямович.— За время моего обучения в аспирантуре мне повезло, в рамках полевых исследований удалось объездить Красноярский край от полуострова Таймыр до его южной границы, побывать в Тыве, на Алтае. В одной из экспедиций я провёл 23 дня, шли на лодках от верховьев к устью реки Кова (левый приток Ангары). Не ожидал увидеть такую красоту: совершенно спокойная и ровная в течение многих дней поверхность реки, покрытые яркой зеленью пойменные луга, постепенная смена ландшафтов и на всём протяжении — изумительные, радующие глаз пейзажи. Умиротворяющее зрелище!

Однажды течение вынесло лодку из-за скалы прямо к берегу, на котором сидел медведь. Вместо того чтобы испугаться, схватился за фотоаппарат… Но после того как было создано Богучанское водохранилище, нижняя часть долины этой красивой реки исчезла. Иногда пересматриваю фотографии, и тоска ложится на сердце… Как легко человек порой безвозвратно теряет красоту, созданную природой.

Лаборатория подготовки проб к химическому анализу

Лаборатория подготовки проб к химическому анализу

— Руслан Аглямович, география и экология — почему именно такое сочетание? И чем продиктовано решение о создании нового института?

— Эти науки во многом очень близки, они изучают оболочки нашей планеты, взаимодействие с ними живых организмов, сложные комплексы, которые они вместе формируют. В естественных условиях рассматривать свойства объекта в отрыве от связанных с ним сред невозможно, и в этом отношении экология и география дополняют друг друга. Так, если вам необходимо узнать, какие изменения в лесных экосистемах под влиянием меняющегося климата произойдут через 30 лет, придётся учесть возможную реакцию почвенного покрова, изменения гидрологического режима территории и пр.

Роль мультидисциплинарного подхода в решении различных проблем фундаментальных и прикладных наук будет лишь возрастать, за этим даже не будущее, это уже стало обыденной необходимостью.

Стоит также добавить, что сложившиеся научные школы Красноярска изначально сильны в таких стратегических направлениях, как Forestry и Environmental Sciences. Как сказал ректор СФУ Евгений Александрович ВАГАНОВ, создание отдельного института и объединение под одной крышей ключевых исследователей поможет целенаправленно развивать экологическую науку в университете, формировать природоподобные технологии, заниматься актуальной для Красноярского края и страны проблематикой.

— Как решаете кадровый вопрос?

— Нам не приходится создавать коллектив с нуля. В результате реорганизации в штат нового института вошли преподаватели и научные сотрудники — все опытные специалисты и авторитетные эксперты.

Предстоит наладить их тесное взаимодействие, необходимое для создания общих проектов, новых магистерских программ; развивать тематику междисциплинарных направлений. Мы стараемся углублять практику тесного взаимодействия с сотрудниками Института леса СО РАН им. В.Н. Сукачёва, в том числе и в области педагогической составляющей. Планируем, что они ещё более активно будут руководить исследованиями магистрантов и аспирантов, создавать свои научные направления.

— Есть ли уже программа развития института?

— В настоящий момент мы ведём работу над программой развития. Значительное внимание в ней уделим научной составляющей, ведь синтез науки и образования очень важен. Акцент делаем на глубоком взаимодействии с научно-исследовательскими институтами. В программу обязательно войдут научные темы, учитывающие специфику
региона.

Взять хотя бы исследование реакции северных экосистем на изменения климата, его реконструкцию; прогнозирование моделей, которые касаются этих изменений. Скажем, что ожидает лесные экосистемы, всех нас и окружающую среду в будущем? Как изменится деятельность человека на этом фоне? Понятно, что из-за глобального потепления многие северные города, поселения, некоторые объекты инфраструктуры могут серьёзно пострадать, деградация вечной мерзлоты повлечёт за собой снижение несущей способности фундаментов — и это только один из сотен аспектов.

Р. Шарафутдинов, проведение экологического мониторинга на территории Ванкорского месторождения, 2008 г.

Р. Шарафутдинов, проведение экологического мониторинга на территории Ванкорского месторождения, 2008 г.

Сегодня наши сотрудники выполняют обширный перечень крупных, мелких и средних проектов. Очень интересен проект «Эвенкийский олень», который курирует заведующий кафедрой охотничьего ресурсоведения и заповедного дела Александр Петрович САВЧЕНКО. Сотрудники кафедры изучают пути миграции северного оленя, что чрезвычайно важно для будущего территории и коренного населения.

За десятилетия накоплен значительный опыт практических работ, ориентированных именно на краевую проблематику. Наши сотрудники в своё время принимали участие в оценке экологических последствий от строительства Богучанской ГЭС, последствий деятельности Горно-химического комбината. У нас преподаёт один из известных в России гидрологов — доктор географических наук, профессор Дмитрий Анатольевич БУРАКОВ. Наши учёные работают над Красной книгой Красноярского края, над проблемой предотвращения лесных пожаров, изменения климата, ищут способы борьбы с лесными вредителями и т.д.

— Какова материальная база и возможности ИЭиГ?

— Есть несколько лабораторий, обширный комплекс оборудования для проведения лабораторных и полевых исследований. Для выполнения некоторых лабораторных исследований также сотрудничаем с Институтом леса, Институтом биофизики, Центром защиты леса и пользуемся их базой. В случае острой необходимости привлекаем ещё и оборудование институтов из других городов страны, а часто и за её пределами.

Например, в Томском политехническом университете находится ближайшая от нас установка для проведения нейтронно-активационного анализа. Она позволяет с высоким разрешением определять компоненты, микроэлементы, редкоземельные элементы в различных средах — почве, донных отложениях и т.д. А для определения точного возраста образцов, объём которых крайне невелик, приходится обращаться, например, в Австрию.

Помимо этого мы пользуемся эвенкийским стационаром, на базе которого тоже ведём исследования северных территорий. Недавно наши сотрудники вернулись из командировки, проходившей на базе научной обсерватории «Станция высотной мачты» ZOTTO. Кроме того, активно работаем в Саяно-Шушенском заповеднике, на Столбах, в природном парке «Ергаки». Помощь в организации практик оказывают нам правительство края, РГО, различные организации, осуществляющие разведку и добычу природных ресурсов на территории края.

В ближайших планах у нас — открытие аспирантуры совместно с одним из испанских университетов. Обучение в ней будет организовано на английском языке.

Следующим летом планируем экспедицию на Восточный Саян — это Манское Белогорье, Куртушибинский хребет — труднодоступные участки, где населённых пунктов очень мало. Данная территория относится к живому поясу планеты. Там в ближайшее столетие не предвидится никаких крупных промышленных проектов, это ненарушенные места обитания — пихтово-кедровые леса, чистые реки. Район слабо изучен, и важно понять его историю, какие события здесь происходили, как эти леса будут реагировать на изменения климата, например, в ближайшее столетие. Сведения, которые мы получим, могут считаться эталонными для территории темнохвойных горных ландшафтов всей Сибири.

— Кого будет готовить новый институт?

— Чтобы активно заниматься нашими направлениями, нужно знать и географию, и биологию, и химию, ориентироваться в математике и английском языке. Уже сейчас мы ведём подготовку бакалавров по направлениям «Экология и природопользование», «География».

Подготовка магистров осуществляется по программам «Устойчивое развитие и экологическая безопасность», «Общая экология», «Геоэкология», «Охрана природы», «Экология северных нефтегазоносных провинций». По совместной договорённости с Росгидрометом с 2017 года начнём подготовку магистров по программе «Экологический мониторинг», поскольку сегодня на территории края ощущается нехватка таких специалистов. В ближайшем будущем планируем открыть ещё ряд новых направлений подготовки магистров, крайне важных для нашего региона с практической точки зрения. Одно из них — «Управление отходами». В этом деле необходимо будет учесть опыт Германии и Австрии.

Активно включилась в научный процесс кафедра географии под руководством Галины Юрьевны ЯМСКИХ (создана в 2013 году). Коллектив тесно сотрудничает с РГО, расширяет набор ребят, поступающих в магистратуру, и в этом году уже состоится первый выпуск. Наши выпускники работают в крупных государственных и частных компаниях, лабораториях, государственных структурах.

— Какая государственная поддержка есть у института на данный момент и на что рассчитываете в ближайшее время?

— Учёные института в настоящее время реализуют серию крупных научных проектов по грантам российских и зарубежных фондов общей стоимостью более 30 млн рублей. Мы надеемся, эта цифра будет увеличиваться. В текущем году наши сотрудники подготовили более 30 заявок на гранты (РФФИ, РГНФ, РГО и др.), рассчитываем, что часть из них будет поддержана. Но есть и проблемы, от нас не зависящие. К примеру, стоимость обучения, установленная государством, за последние годы практически не менялась, чего не скажешь о требованиях рынка. Наука и качественное образование обходятся всё дороже. Хотелось бы, чтобы государство пересмотрело политику в этой части. Специалист должен уметь работать с самыми современными приборами, совершать в рамках обучения поездки в другие регионы. Конечно, есть гранты академической мобильности, но их количество ограничено, а иногда критичным для учащихся становится временной фактор.

В новом институте — 46 преподавателей, из них 12 докторов наук и 31 кандидат. Всего в ИЭиГ на бакалавриате и магистратуре обучаются около 300 студентов.

— Одно из научных направлений, которое вы лично ведёте — «Экология урбанизированных территорий». Как спасать Красноярск, ведь недавно горожане даже петицию с подписями об экологической катастрофе направили Президенту страны…

— Наш город на втором месте в России по количеству автомобилей на душу населения, тепловую и электрическую энергию нам поставляют ТЭЦ, работающие на угле, в пределах города расположены крупные промышленные предприятия. Всё это часто сочетается с неблагоприятными метеорологическими условиями. Проблема, как мы видим, комплексная, и простого рецепта её решения быть не может. Да, нужно ограничивать количество частного автотранспорта на дорогах города, создавать ему приемлемую альтернативу. Но реакция населения, уверен, будет негативной. Нужно работать над повышением «чистоты» общественного транспорта, что может почти наверняка сказаться на стоимости проезда; активнее работать над сокращением объёмов выбросов от промышленных предприятий.

На базе СФУ действует Экологический штаб Красноярского края, где в качестве экспертов выступают авторитетные учёные, и вышеуказанные проблемы всем хорошо известны. Могу предположить, что, к сожалению, решить их в ближайшее десятилетие можно лишь частично. Должна быть долговременная политика, сейчас внятной программы и общего понимания «что делать?» нет. Будем думать...

— Руслан Аглямович, готовы ли вы к тому, что теперь все вопросы по экологической ситуации от журналистов и горожан будут поступать в ваш институт?..

— Научно-образовательное учреждение не занимается работой по улучшению экологической обстановки. Прокурорский надзор и государственный контроль в сфере охраны окружающей среды — задача соответствующих структур. К нам часто обращаются потому, что университет более открыт, наши сотрудники в меру сил готовы работать с горожанами и не прячутся за бюрократической стеной. Мы, разумеется, будем участвовать в диалоге с общественностью, но и представители профильных госструктур должны стать более открытыми.

БЛИЦ
Чем любите заниматься в свободное от работы время? Очень люблю пеший туризм, это позволяет понять, как прекрасен сибирский край.


Ваша мечта?
Побывать на Дальнем Востоке и пройти пешком по всей Китайской стене — это одно из самых великих рукотворных сооружений.


Что читаете?
Историческую литературу и фантастику. Считаю, must-have для всех современных школьников и студентов — роман Алексея ТОЛСТОГО «Пётр Первый» и «Законы Паркинсона» Сирила ПАРКИНСОНА.

Каким транспортом пользуетесь в городе? Я не автолюбитель, предпочитаю общественный транспорт. Мне грустно, что у нас под боком незамерзающий Енисей, а мы это не используем. Идея создания речного трамвайчика и обеспечение связи между правым и левым берегом кажется мне очень привлекательной. Сожалею, что в Красноярске заморозили строительство метро.


Ваше любимое растение?
Очень люблю сосну. Дерево поражает своей жизнестойкостью: растёт даже на самых непродуктивных почвах. Как говорил один геохимик, для сосны нужно всего лишь немного света и капля воды. Это пример того, насколько жизнь бывает сильна!

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы