Кафедра ЮНЕСКО: ключ без права передачи

«Мыльный пузырь! Организация, которая никогда ничего не решала, не решает и решать не будет!» – отрезал один мой знакомый, узнав, что я интересуюсь темой ЮНЕСКО. По заблуждениям других, сфера деятельности уважаемой международной организации – исключительно охрана памятников культуры. О том, что в структуре Сибирского федерального университета существует кафедра ЮНЕСКО и называется она «Новые материалы и технологии», наверное, мало кто знает…

Единственная в мире

Чем кафедра ЮНЕСКО отличается от любой другой кафедры СФУ? Какие задачи перед ней стоят и что за направления она разрабатывает? На эти вопросы отвечает заведующий Научно-образовательным центром (кафедрой) ЮНЕСКО «Новые материалы и технологии», д.т.н., профессор Анатолий Александрович Лепешев.

Досье:
Лепешев Анатолий Александрович - д.т.н., профессор, почетный работник высшей школы. Автор более 260 печатных работ, в том числе 7 монографий, 8 учебных пособий и 11 патентов. Основные научные направления связаны с разработкой перспективных материалов. Инициатор и участник разработок серии целевых программ и концепций в сфере науки и образования. Член координационного комитета кафедр ЮНЕСКО России. Лауреат премии Правительства РФ в области образования (2003 г.). Награждён тремя государственными медалями, четырьмя медалями Федерации космонавтики России, серебряной медалью Вернадского.

– Кафедра преследует цели и задачи, обозначенные в программных документах ЮНЕСКО. Наша миссия в том, чтобы развивать международную межвузовскую сеть кафедр и научных центров, использовать достижения в сфере науки, образования и культуры для устойчивого развития общества. Кроме того, у кафедры есть обязательства внутривузовского характера (обучение аспирантов, магистрантов).
За последние три года через нашу кафедру прошло порядка десяти научных проектов. Одни касаются развития университета и создания сетевой структуры, другие связаны с информационно-аналитическим обеспечением образования, интеграции науки, образования и производства. Есть проект по мониторингу результативности научно-технического потенциала края. Особое внимание уделяется проектам по развитию регионального инновационного сегмента экономики. В настоящее время выполняем госзаказ, связанный с патентно-лицензионной деятельностью в сфере нанотехнологий. Эти разработки финансируются из федерального бюджета, но кафедра выполняет и работы в рамках хоздоговорной деятельности.
– Почему именно ЮНЕСКО взялась за открытие такого рода кафедр, почему этого не делает какой-нибудь международный совет или МИДы стран?
– Бывший генсек ЮНЕСКО Федерико Майор (в прошлом ректор испанского вуза) предложил: давайте усилим возможности образования и науки через взаимодействие вузов. Чем активнее и глубже будет это взаимодействие, тем больше возможностей у нас передавать современный опыт, понимать друг друга и содействовать устойчивому развитию. Эти основные посылы и легли в основу создания программы ЮНЕСКО УНИТВИН (межуниверситетское взаимодействие). Только на основании соглашения, которое подписывает Генеральный секретарь ЮНЕСКО и ректор университета, кафедра может быть открыта.

Программа «УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО» появилась в 1992 году. Её участниками стали, главным образом, университеты, имеющие партнёрские связи с различными неправительственными организациями в сфере высшего образования, а также профильными фондами и сообществами. В настоящее время действует 646 кафедр ЮНЕСКО и 60 сетей Унитвин в более чем 770 вузах 126 стран. В России создано около 50 кафедр ЮНЕСКО – то есть это редкий и штучный товар.

– Анатолий Александрович, как в структуре нашего университета появилась кафедра ЮНЕСКО?
– Хотите знать, при каких обстоятельствах? Порядок для всех один: университет инициирует открытие кафедры, аргументируя это своими достижениями. Необходимые материалы поступают в МИД, в комиссию по делам ЮНЕСКО (возглавляет министр иностранных дел РФ С.В. Лавров), потом вся информация передаётся в бюро ЮНЕСКО в России и после согласования – в отделение ЮНЕСКО по высшему образованию. Далее, при положительном решении, заявка представляется генсеку ЮНЕСКО. Схема длинная, и крайне сложно её пройти, поскольку много претендентов и высокие требования.


Студенты Чешского технического университета, приехавшие по обмену в КГТУ, на Саяно-Шушенской ГЭС, 2003 г.

Десять лет назад ректор Красноярского технического университета С.А. Подлесный подготовил необходимые для открытия кафедры документы, которые, как и положено, были отправлены по инстанциям и… где-то «зависли». Может быть, эти бумаги до сих пор так и ходили бы по кругу, но помог случай. Прежний губернатор края А.И. Лебедь на два дня полетел в Париж на встречу с генсеком ЮНЕСКО и взял с собой комплект документации, необходимой для открытия кафедры. Встреча на высшем уровне прошла успешно: вопрос был решён положительно и быстро. На первоначальном этапе деятельность кафедр финансировалась из фонда ЮНЕСКО, который формируется за счёт взносов стран-участниц. Сейчас, когда кафедр стало много, их поддержка осуществляется через проекты. Допустим, если бы чиновники некоторых краевых организаций вовремя сориентировались и вышли бы через нашу кафедру в ЮНЕСКО с проектом, касающимся сохранения уникального сооружения царского времени – железнодорожного моста в Красноярске, то не случилось бы непоправимое. Как известно, памятник истории, удостоенный наряду с Эйфелевой башней золотой медали Всемирной выставки в Париже в 1900 году, был уничтожен – разобран по частям и сдан на металлолом в августе 2007-го года. В крае подобных объектов, нуждающихся в защите и охране, предостаточно, взять хотя бы церкви в Енисейске, Красноярский заповедник «Столбы» или природный парк «Ергаки»…
– А что, собственно, помешало кафедре ЮНЕСКО в нужный момент проявить инициативу и выступить в защиту того же исторического моста, признанного вершиной человеческой инженерной мысли?
– Дело всё в том, что единолично мы не можем инициировать подобные проекты – здесь пересекаются интересы слишком многих организаций. Инициативу должно было проявить, например, общество охраны памятников истории и культуры или краевой комитет по делам культуры. Кафедра выступает опорным центром региона по вопросам ЮНЕСКО, мы – своего рода проводник, с помощью которого важные для края вопросы могут быть вынесены на международный уровень и там решены. Пользуйтесь.


Идет защита специальности “Техническая физика”

Новые материалы и технологии

– За кафедрой четко закреплено научное направление — «Новые материалы и технологии». Что кроется за этим названием?
– Обычно наименование нашей кафедры понимают упрощённо, улавливая только технический смысловой аспект. Хотя исторически понятие материалов гораздо шире – вспомним названия эпох: каменный, бронзовый, железный века и, наконец, наше время, которое относят к веку композитов и наноматериалов. В такой подаче название «новые материалы» приобретает ещё и историко-гуманитарный оттенок. Что касается понятия «новые технологии», то оно включает широчайший спектр направлений, в том числе образовательное, информационное, инновационное, экологическое.
На кафедре проводится обучение по двум магистерским направлениям: «Техническая физика» и «Системный анализ и управление». В этом году планируется начать обучение по другим, принципиально новым для нашего региона магистерским направлениям. К примеру, планируется на базе кафедры ЮНЕСКО в СФУ организовать подготовку специалистов международного уровня в области переговорного процесса. Добавлю, что наша кафедра выступает в роли экселент-центра: берёт на себя наработку опыта обучения, формирование учебных программ и представление материалов на аккредитацию. Бюджетное финансирование мы получаем только на обучение магистрантов и аспирантов. Большую часть средств зарабатываем сами, благодаря участию в международных и региональных программах, сотрудничая с различными фондами, центрами и т.п. Кстати, кафедра имеет один из самых высоких показателей привлечённых средств на одного преподавателя в университете. Например, в прошлом году мы выиграли четыре гранта на сумму порядка 8 млн рублей. Это очень актуально сейчас – использовать свой опыт и профессионализм для привлечения финансовых средств в университет. Благодаря дополнительному финансированию мы осуществляем и международные обмены. У нас обучались студенты из Чехии, Китая, Франции. Мы тоже направляли в указанные страны своих ребят. Уровень подготовки на кафедре достаточно высокий, в основе – индивидуальный подход и выбор образовательной траектории: за каждым студентом закреплён преподаватель, и мы скрупулезно отслеживаем весь процесс обучения. Новый набор составляет порядка десяти человек ежегодно.

Под грифом ЮНЕСКО

– Почему так важно заполучить гриф ЮНЕСКО?
– Наличие кафедры – признак международного признания вуза, по сути – его престиж. Можно сказать, что мы получили ключ без права передачи: кафедра ЮНЕСКО по направлению «Новые материалы и технологии» больше уже нигде в мире не может быть открыта! Но «ключ» дает возможность открывать отделения кафедры. Этой возможностью мы воспользовались и уже открыли свои отделения в Германии, во Франции, в Китае и в некоторых вузах России: Московском государственном индустриальном университете, Ярославском и Омском госуниверситетах, Томском университете систем управления и радиоэлектроники, Алтайском государственном техническом университете, Сибирском государственном аэрокосмическом университете.
– А были случаи, когда приходилось отклонять чью-либо заявку на открытие отделения?
– К сожалению, да. Например, один частный московский вуз хотел использовать эмблему ЮНЕСКО в корыстных целях – заработать на ней. Проанализировав предложение, мы отказали. Нам дано бесценное право использовать гриф ЮНЕСКО, символизирующий культурную, историческую или научную ценность, это накладывает определённую ответственность. Надо бережно к нему относиться, а уж кому передавать, решаем, взвесив все «за» и «против», проанализировав все последствия такого взаимодействия. У вуза, вышедшего к нам с предложением, должны быть направления и специальности, соответствующие нашим целям и задачам; немаловажное условие – наличие необходимого методического, учебного, лабораторного обеспечения.
– Помимо права на символику, что ещё получают вузы, открывающие у себя отделение кафедры ЮНЕСКО?
– Они вправе выходить в ЮНЕСКО с различного рода проектами, участвовать в сетях программы УНИТВИН и т.д. Мы, в свою очередь, взаимодействуя с указанными вузами, определяем порядок обмена профессурой, магистрантами, аспирантами, реализуем варианты совместного использования учебных программ и модульных курсов.

Секреты «кухни»

– Какой материально-технической базой обладает кафедра ЮНЕСКО в стенах СФУ?
– У нас две научно-образовательные лаборатории. Мы располагаем ионно-плазменными установками, с помощью которых можно не только получать наноматериалы, модифицировать и улучшать их свойства, но и создавать новые композиционные материалы с высокими эксплуатационными характеристиками. Есть установка по микродуговому оксидированию. Она позволяет наносить защитные покрытия на титан, алюминий, цирконий. Покрытия применяются для защиты космических аппаратов от воздействия факторов внешней среды. Такого оборудования больше в СФУ нет, мы его своими силами довели до ума, укомплектовали, приспособили под наши задачи. Имеется также аналитическое оборудование для измерения физико-механических свойств материалов. Допуск в наши лаборатории имеют магистранты, аспиранты, кандидаты наук, доценты. Конечно, техника не стоит на месте и требует обновления. Надеемся, что руководство СФУ окажет нам содействие в ремонте лабораторных помещений, тогда можно будет установить здесь новое, более современное оборудование и выполнять заказы различных организаций края и России.
Сегодня в числе наших заказчиков предприятия здравоохранения, аэрокосмические корпорации, транснациональная компания «Airbus» и другие. Мы работаем в тесном сотрудничестве с Красноярским научным центром, с Институтом физики СО РАН, Институтом химии и химической технологии СО РАН, с Научно-техническим центром инновационных технологий. В рамках этого сотрудничества осуществляется подготовка магистров и проведение научных исследований. Установлено тесное взаимодействие с Ассоциацией инженерного образования России по вопросам реформы высшего образования и использования передового зарубежного опыта. В рамках госконтракта кафедре поручено создать региональный сегмент национальной нанотехнологической сети. На сегодняшний день эта сеть уже фактически сформирована и представлена организациями, занимающимися наноматериалами и нанотехнологиями. В их числе ряд институтов СФУ, СибГАУ, ИСС им. Решетнева, ГХК, институты Сибирского отделения Академии наук и др. Создан информационно-аналитический портал, к которому все перечисленные организации получили доступ.


Магистранты кафедры ЮНЕСКО в Харбинском политехническом университете

Ханты-Мансийский конгресс

– Недавно Вы вернулись из Ханты-Мансийска, где проходил Международный конгресс кафедр ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития. Что представляли на нём от лица СФУ?
– Моё выступление было посвящено экологическим проблемам Сибирского региона и разработкам учебных программ в области инженерной защиты окружающей среды в СФУ. Я подробно остановился на техногенных проблемах потенциально опасных объектов. Катастрофы во многом связаны с тем, что не выдерживаются, а в некоторых случаях и не определены регламенты, сроки службы объектов, в том числе это касается и трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС. Здесь, к тому же, имело место отсутствие должной квалификации и халатное отношение: «после нас – хоть потоп…». Вот он и случился, этот потоп… При таком отношении скоро начнут выходить из строя котлы на ТЭЦ, электросети, подстанции и т.д. Должна работать система сдержек и противовесов, как в развитых европейских странах, необходимо осознание собственной ответственности за техногенное и экологическое состояние эксплуатируемых объектов.
Другая тема – угроза экологии. Не существует экологически чистых технологий при извлечении, переработке и использовании природных, минеральных, энергетических и других ресурсов. Каждое звено в этой цепи ведёт к загрязнению окружающей среды. Преобразования в учебных планах университетов, ориентированные на осознание экологических проблем и формирование профессиональных навыков, в большей мере должны касаться природоохранных проблем освоения и переработки ресурсов. Наша кафедра предложила новые подходы к формированию учебных программ по экологическому образованию и модульных курсов по выбору. Представители российских вузов просили: дайте нам ваши разработки!

Вера КИРИЧЕНКО

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

2001, апрель – открытие кафедры ЮНЕСКО на основании соглашения между КГТУ и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры от 27 марта 2001 г.
2004, сентябрь – при кафедре открыта лаборатория Порошковой металлургии и ионно-плазменных технологий.
2005, август – начата работа по проекту INTAS-Airbus «Упрочнённые наночастицами волокнистые композиты для авиационных конструкций» с участием Института вычислительного моделирования СО РАН и ассоциации MIDIVAL.
2006, 20-22 сентября – организация и проведение Всероссийской научной конференции «Интеллектуальные ресурсы: оценка и вовлечение в хозяйственный оборот».
Сентябрь 2006, октябрь 2009 года – организация и проведение Всероссийской научно-технической конференции с международным участием «Ультрадисперсные порошки, наноструктуры, материалы: получение, свойства, применение» – IV и V Ставеровские чтения.
2008, декабрь – победа в конкурсе Федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 годы» и заключение гос.контракта на сумму 9,6 млн. рублей.
2009, 14 октября - организация и проведение научно-методической конференции «Вопросы защиты и эффективного управления интеллектуальной собственностью и результатами работ, созданными за счет средств федерального бюджета».

ЕЖЕГОДНО:

40-50% выпускников кафедры поступают в аспирантуру;
15-20% магистров проходят стажировку за рубежом;
1-2 молодых ученых кафедры получают премии мэра г. Красноярска и губернатора края.

Средняя оценка: 3.7 (проголосовало: 15)