Академик слова

К юбилею выдающегося красноярского филолога А.П. Сковородникова

Путь в Россию и науку

Район Харбина, в котором родился Александр Сковородников, назывался «славянским городком», потому что в нём жило много русских. До 9 лет детство будущего академика проходило в этом «русском уголке» с полудеревенским укладом. Когда Александру было неполных 10 лет, началась Вторая мировая война, и он вместе с дедом уехал в район Трехречья (Сан-Хэ). Приграничный район. Очень красивые места: небольшие сопки, поросшие березняком. Чистые реки, в которых много рыбы. Так что до 6 класса его любимым «школьным предметом» была рыбалка.

В 1947 году Александр с отличием закончил гимназию в станице Драгоценка, в которой к этому времени работали два близких ему человека: дед, ставший к тому времени директором этой гимназии, и мама – учитель русского языка и литературы. Как и большинство жителей станицы, он принимает советское гражданство. Не определившись с профессией, устраивается работать на мукомольный комбинат. Грамотного юношу быстро переводят на должность счетовода.

В 1948 году он возвращается в Харбин для того, чтобы продолжить образование. Александр Петрович рассказывает, что в молодости был увлечён химией и хотел поступить на химический факультет, но такого факультета в институте не оказалось. Тогда он поступил в медицинский техникум, где проучился два года, живя на съёмной квартире и работая по вечерам охранником в фирме «Чурин и К0». Поняв, что медицина – не его призвание, забрал документы. С 1952 по 1954 годы обучался по программе подготовки учителей. Одновременно устроился работать в Институт иностранных языков ассистентом преподавателя русского языка, причём попал на эту «должность» совершенно случайно: гуляя летним вечером по Харбину, услышал, как около студенческого общежития поют романсы; познакомился с одним из молодых людей, который и дал совет попробовать себя в роли учителя русского языка и литературы.

В 1954 году приехал в Красноярск, где устроился работать сметчиком в организации «Конструкторско-технологическое бюро крайпромсовета». Для этого пришлось освоить правила составления смет, научиться читать чертежи. Как говорит Александр Петрович, он «осмечивал коровники и силосные башни». Мечтал работать в школе. Встал на очередь в РОНО, но работу долго не давали: «Харбин был виноват». Наконец, получил направление в школу рабочей молодёжи № 16 при Телевизорном заводе. Завучем. Затем была школа № 57. Всё та же должность завуча по учебной и воспитательной работе. «Трудно было?» – спрашиваем его. «Нет, я был энергичным человеком. Не ощущал трудности». Жил с женой Натальей Трифоновной в посёлке Индустриальном. Быт, как и у всех в те годы, был очень скромным.

Продолжая работать, поступил в Красноярский педагогический институт на историко-филологический факультет сразу на третий курс заочного отделения. Синтаксис был одним из любимых предметов. Его читала выпускница МГУ Е.Ф. Саломатова. С любовью Александр Петрович всегда вспоминает и других преподавателей: Е.Н. Танскую (у неё слушал историческую грамматику), Н.А. Цомакион (преподавала старославянский язык), В.В. Бебриш (замечательный специалист по диалектологии) и, конечно, А.А. Скворцову, которая руководила его дипломной работой и предложила заняться наукой. В 1959 году, с отличием закончив институт, он один из четырёх претендентов поступил в аспирантуру. Всю жизнь будет благодарен Александр Петрович своему учителю за то, что она его заметила.

В 1967 году Александр Петрович защитил кандидатскую диссертацию на тему «Безглагольные эллиптические предложения в современном русском языке». На самой защите был такой комический эпизод. Диссертант привёл газетный пример эллиптической конструкции на сельскохозяйственную тему: Эх, эту вику на сено бы... Оппонент, не знающий, что вика – название кормовой травы, сделал замечание по поводу фривольности примера. На защите докторской, посвящённой экспрессивным синтаксическим конструкциям современного русского литературного языка, в 1983 году в ЛГПИ им. А.И. Герцена никто уже не делал подобных замечаний.

В 1968-м Александр Петрович стал деканом историко-филологического факультета КГПИ, через 10 лет возглавил другой факультет этого вуза – факультет иностранных языков. Одна из его подчинённых Ада Александровна Бернацкая говорит: «Александр Петрович был и остаётся человеком долга. Целеустремлённый в невероятной степени. Образец целеустремлённости. Очень ответственный, умеющий подчинить всё главной цели. Эрудированный. Обходительный. Корректный. Прекрасный организатор. Видит людей». О таком руководителе можно только мечтать.

Идейный вдохновитель

В марте 1981 года А.П. Сковородников был приглашён в Красноярский государственный университет его ректором Вениамином Сергеевичем Соколовым для того, чтобы во главе инициативной группы, в которую входили Галина Максимовна Шлёнская и Татьяна Исааковна Бытева, подготовить открытие филологического отделения при юридическом факультете. Уже летом 1981 г. появились первые абитуриенты. В жизни А.П. Сковородникова начался хлопотный период: заботы о материальной базе, кадрах, филологической библиотеке. Нужно было привлекать на единственную в то время кафедру — русского языка и литературы – опытных преподавателей. Первые три года Александр Петрович заведовал объединённой кафедрой русского языка и литературы, филологическое отделение возглавил Иван Иванович Литвиненко, приглашённый из Иркутского университета. Александр Петрович приглашает для чтения курсов профессоров и доцентов из МГУ им. М.В. Ломоносова, Уральского, Саратовского, Иркутского государственных университетов. Это были такие выдающиеся учёные, авторы классических вузовских учебников, как Ю.Д. Апресян, Г.А. Хабургаев и др. А.П. Сковородников много ездил по университетам, присматривая лучшие кадры. Пригласил Т.М. Григорьеву (она работала в Тобольске), Т.В. Шмелёву (преподавала в МГУ). Этот начальный период становления факультета Александр Петрович вспоминает как романтический и исполненный радужных ожиданий.

В то же время в пединституте энергичного А.П. Сковородникова не забывали. В 1983 году ректор А.Н. Фалалеев уговаривает Александра Петровича вернуться в институт и стать проректором по научной работе. До сих пор многие люди с благодарностью вспоминают умение проректора деликатно решать сложные проблемы. А ещё его блестящие ораторские способности и чуткость.

Но административная работа в ректорате Александру Петровичу не очень нравилась: она отнимала много времени. В какой-то момент он понял: «Чужой наукой занимаюсь, а своя не идёт». Позвонил В.С. Соколову и сказал, что с удовольствием бы вернулся в университет. Начался новый и очень плодотворный период, который сам Александр Петрович считает самым значимым в своей жизни.

1 сентября 1987 года профессор Сковородников открывает кафедру общего языкознания и риторики. В ХХ веке это была первая в нашем Отечестве кафедра, в названии которой появилось слово «риторика».

Появляются аспиранты: А.Х. Никитина, И.В. Пекарская (ныне доктор наук), Г.А. Копнина, А.Н. Смолина, А.А. Кузнецова, А.В. Щербаков и другие. Впоследствии эти люди стали ведущими преподавателями факультета филологии и журналистики (с 2009 г. – отделения филологии), которые развивают идеи А.П. Сковородникова.

В непростые 90-е годы Александр Петрович активно сотрудничает с Ачинским педагогическим колледжем и школами Красноярска. Благодаря его методической помощи в нашем крае появляются опытные учителя культуры речи и риторики. В 1993 году Александр Петрович организует Лабораторию лингвоэкологии и речевой культуры, которая в феврале 1996 года получила статус подразделения Красноярского научного центра Сибирского отделения Международной академии наук высшей школы. Устанавливаются тесные творческие связи с филологами многих российских вузов и академическими институтами РАН.

Событием в истории научной жизни факультета филологии и журналистики стал выпуск под редакцией А.П. Сковородникова научно-методического бюллетеня «Теоретические и прикладные аспекты речевого общения». Денег на это издание в университете не было. Первый малотиражный выпуск вышел в Ачинске при поддержке Ачинского педагогического колледжа и сразу же привлёк внимание специалистов. Информация о бюллетене КрасГУ появляется в специализированных столичных журналах, а заявки на него приходят из-за рубежа. И это в то время, когда еще не существовал научный «Вестник КрасГУ»! Позже бюллетень «Теоретические и прикладные аспекты речевого общения» был переименован в специализированный вестник «Речевое общение» и включён в каталог «Международные книги» (ISSN 1682-3923). Уже опубликовано 19 выпусков.

Александр Петрович был инициатором проведения многих научно-практических конференций и семинаров. За организацию и проведение научной конференции «Обучение коммуникативным дисциплинам в школе и вузе» и издание научно-методического бюллетеня в 1997 году А.П. Сковородников получил благодарность от Головного совета по филологическим наукам Министерства образования РФ. Ярким событием в жизни КГУ стала конференция «Риторика и синтаксические структуры», проведённая совместно с Институтом русского языка РАН. Это была одна из первых конференций, посвящённая риторическим проблемам. В этом году был проведён Всероссийский научный семинар «Языковая игра в пространстве культуры и образования: современные гуманитарные практики».

Одна из самых главных научных работ Александра Петровича – первый в практике отечественной лексикографии энциклопедический словарь-справочник «Культура русской речи». Этот словарь был опубликован в 2003 году (под общим руководством Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева) в академическом издательстве «Флинта: Наука». В 2007 г. вышло его второе издание. В 2005 году под редакцией А.П. Сковородникова вышел в свет энциклопедический словарь-справочник «Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты» (М.: Флинта: Наука). В газете «Известия» от 22 апреля 2005 г. появилась заметка, что этот словарь — «именно та книга, которая должна лежать на столе у каждого, кто выносит свои тексты на публику. И не важно, идёт речь о политике, вещающем с трибуны, или о труженике пера».

А.П. Сковородников говорит, что в науке, как в спорте, главное — не останавливаться. Поэтому он всегда полон творческих идей. С 2007 года коллектив кафедры под его руководством приступил к реализации большого научного проекта «Разработка концепции формирования культурно-речевой компетенции студента высшего учебного заведения в контексте модернизации профессионального образования РФ (инвариантная модель)», получившего государственную поддержку (госбюджетная тема).

Яркая личность и патриот
Профессор Сковородников – не только блестящий учёный, человек, преданный своему делу, но и яркая личность. Он великолепно владеет приёмами языковой игры, уместной шуткой может разрядить сложную и серьёзную ситуацию. На одном из семинаров «Теоретические и прикладные аспекты речевого общения» после многочисленных вопросов докладчику он поблагодарил аудиторию за «оживляж» в зале. Зинаида Ивановна Палиева, заведующая кафедрой журналистики, вспоминает, как в День смеха — 1 апреля — один из студентов задал каверзный вопрос Александру Петровичу: «Что Вы скажете по поводу известной поговорки «Любовь зла — полюбишь и козла». «Я предпочёл бы козу!» — был искромётный ответ к восторгу собравшихся.

Настоящий русский интеллигент, отзывчивый и чуткий, демократичный и требовательный одновременно. А.П. Сковородников говорит, что человек должен получать нравственное удовлетворение от своей работы. В разговоре с учениками о науке он всегда цитирует Даниила Гранина: «Люди творчества, и научного тоже, — это люди более свободные от наживы, спекуляции, карьерных соображений...». И призывает быть творческими людьми, жить во благо близких и своего отечества.

В анкете, которую предлагалось заполнить преподавателям в канун 25-летия факультета филологии и журналистики Красноярского государственного университета, в пункте «Ваши пожелания нынешним студентам» А.П. Сковородников написал: «Преодолевая внешние трудности и собственную неорганизованность (а иногда и лень), запасаться знаниями и умениями для успешной жизни — на пользу себе, семье и отечеству…». Стремление быть полезным не только тем, кого любишь, но и своему отечеству — это то, что отличает настоящего гражданина своей страны, патриота. Патриота в хорошем смысле этого слова (Александр Петрович с сожалением отмечает, что это слово сейчас порой употребляется в сниженных контекстах с отрицательно-оценочной коннотацией, что негативно сказывается на воспитании молодёжи).

Патриотизм, любовь к отчизне и своему народу, потрясающая эрудированность, целеустремлённость – вот неполный перечень личных качеств Александра Петровича, за которые его любят и ценят коллеги и ученики.

Г.А. КОПНИНА, О.В. ФЕЛЬДЕ

Блиц-опрос

1. Кто из современных авторов оценен Вами как явление литературы?

Никто.

2. Какие сленговые словечки Вы знаете (и, может быть, употребляете)?

Наехать, отмыть.

3. Можете по речи человека определить его профессию (статус)?

Можно, с известной долей приблизительности, если текст достаточно объёмен.
По двум-трём фразам это сложно сделать.

4. Если бы не филология, то …?

История или философия.

5. Если не Россия, то … ?

Ничего. Только Россия.
6. Исторический деятель?
Александр Невский. А вообще в России много героев, которые мне нравятся.
7. Девиз (афоризм, цитата) сегодняшнего дня для Вас?
«Кто не собирает, тот расточает» (Евангелие от Матфея).
8. Что из увиденного в последнее время было отмечено Вами как «красивое» («красота!»)?
Синичка, которая иногда залетает к нам в гости.
9. Столица или провинция (большой или маленький)?
Провинция, но с возможностью иногда заглядывать в столицу.
10. Зима или лето?
Весна.
11. Чай или кофе?
Чай.
12. Учёный – голова. А что хорошо делаете руками?
Дрова колю на даче.

Учитель

Многие студенты, откровенно сказать, Александра Петровича побаивались. Ещё бы, одна табличка на дверях кафедры общего языкознания и риторики приводила в трепет: А.П. Сковородников, доктор филологических наук, профессор, академик МАНВШ. Нам казалось, что профессор просто обязан, сурово поглядывая с высоты своих регалий, подавлять студента своим авторитетом. Мысли о том, что у студента может иметься точка зрения, отличная от профессорской, мы даже не допускали.
Иные даже всплакнули, узнав, что Александр Петрович, по не зависящим от нас обстоятельствам, назначен нашим научным руководителем. Прощай, студенческая жизнь…

Начинался решающий пятый курс…

Мы часто смеялись на его занятиях. Но не потому, что беседовали на отвлечённые темы, а потому, что Александр Петрович придумывал к рассматриваемым теоретическим вопросам такие примеры, что ужасающие поначалу теоретические положения без лишних напоминаний сами укладывались в голове.

Александра Петровича отличает от многих очень уважительное отношение к молодёжи, или к коллегам, как он нас называл (и продолжает некоторых из нас называть, что не может не радовать). А ведь он имеет право, подобно многим другим, сказать «Моя точка зрения верна», ведь его докторская диссертация была защищена тогда, когда мы ещё даже не родились!

Не раз слышала мысли о том, что Александр Петрович очень современен. Многие ли люди, родившиеся в 1929 году, по утрам проверяют электронную почту и не опасаются подойти к МФУ? При этом он не боится попросить помощи, если не может справиться сам. Александру Петровичу присуща одна из редких черт – способность признать своё незнание. Он не побоится спросить что-то у студента. Его открытость к новым знаниям может вызвать только уважение.

Он всегда был готов нам помочь в работе над дипломными сочинениями. Помню, как мы с девчонками-одногруппницами сидели у него дома под большим абажуром с грудами книг, которые он для нас выбирал из своей необъятной домашней библиотеки.
Прошло несколько лет…
А студенты, уже другие, продолжают сидеть у него под большим жёлтым абажуром…

Марина Южанникова

Похожие материалы