«Не собираюсь ничего комментировать. Просто такая жизнь!»

Не раз повторял эту фразу на встрече со студентами и преподавателями СФУ писатель Эдуард Русаков. Впрочем, не только писатель, но и обозреватель газеты «Красноярский рабочий», заместитель главного редактора журнала «День и ночь», а в прошлом врач-психиатр и даже сторож.

Этот человек знает жизнь не понаслышке — такой, какая есть. И эту самую жизнь, её суть, её сложность, неоднозначность и старался донести Эдуард Иванович до слушателей на встрече, которая прошла в рамках «Дней русской словесности» в ИФиЯК.

Хотя Эдуард Иванович начал своё выступление традиционно — с биографии — в атмосфере не было и тени официоза; задавать можно было любые вопросы: и про литературное, и про журналистское творчество, и просто «за жизнь».

Писатель посетовал на то, что ситуация с книгопечатанием в таком развитом городе, как Красноярск, оставляет желать много лучшего: «Не хватает издательской культуры! Это хорошо, что наши издательства могут работать на заказ — государственный или частный. Но должно же быть не только это!». Значительно выигрышнее на фоне наших издателей смотрятся участники книжной ярмарки — ведь они, по словам Эдуарда Ивановича, зачастую сами интересуются писателями.

Рассказ в авторском исполнении «Как я провёл лето 2095 года» заставил задуматься о будущем страны. Написан он в шутливой форме школьного сочинения, но содержит весьма серьёзные мысли. В 2095 году, как мы узнаём со слов китайского мальчика, Енисейск станет местом компактного проживания русских аборигенов, а Красноярск — одним из крупнейших городов северного Китая. Неожиданная развязка кажется и жизнеутверждающей, и трагичной одновременно: папа признаётся мальчику, что зовут его на самом деле Жора в честь Георгия Победоносца, и что они и есть русские. Русских убирали в зоны резервации, вот папа и достал фальшивые документы, но всё же решил остаться здесь, в Енисейске, со своим народом. Как символ мужества русских в финале рассказа звучат строки любимой песни папы-псевдокитайца — «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг».

Эдуард Иванович сразу оговорился, что не стоит воспринимать рассказ буквально, и что он вовсе не хотел обидеть представителей Китая. Это скорее повод задуматься над собственным будущим — чтобы в действительности, а не в художественном вымысле, нам не пришлось выбрасывать рыбу, выловленную в Енисее.

Для меня стал настоящим откровением разговор о непохожести путей писателя и журналиста. Публицистичность и художественность стоят по разные стороны баррикад, считает писатель: «Журналист и писатель — две разные профессии!». И даже психиатрия ближе к литературе, чем журналистика. Ведь художник не должен ограничиваться одними рельсами, он просто обязан совмещать «разные правды». Противоречия человеческой души и психики писатель должен не только понимать, но и принимать. Иначе начинается чистая публицистика. И самое важное — не забывать: «Что бы мы ни писали, главная ценность — человек. Всё остальное – красивые слова, раздувание мыльных пузырей». Всякий человек, будь то маленький ребёнок или взрослый уголовник, — просто Человек! Это прозвучало как завет будущим журналистам. И в завершение — пожелание студентам: «Читать хорошие книги, слушать хорошую музыку, смотреть хорошие фильмы, общаться с хорошими людьми». Они, несомненно, есть, и их немало, отметил Эдуард Иванович.

Дарья АМИНОВА

Похожие материалы