И снова ноябрь: IV КРЯКК - полёт нормальный!

Как оказаться одновременно на презентации интересной книги, музыкальном концерте, в кинозале или музее? В этом году программа IV Красноярской ярмарки книжной культуры насчитывала более 100 мероприятий для любителей прозы и поэзии, кино и мультипликации, фотографии и дизайна, музыки и театра, графики и современного искусства. Не говоря уже о том, что в Сибирь этой осенью приехал, нет, не ревизор, а внушительный книжный десант весом в 50 тонн. Как здесь обойтись без карманного телепорта или маховика времени?

Фото А. Ландиной

От полки до полки

За четыре года книжная ярмарка превратилась из столичной диковинки в городскую культурную традицию. Красноярцы по-прежнему охотно опустошают книжные торговые стеллажи и кошельки, но теперь уже, кажется, «с чувством, с толком, с расстановкой». Ведь как заявляют организаторы КРЯККа, около 90% издательств-участников приезжают на фестиваль снова и по возможности даже располагаются в одних и тех же торговых «квадратах». Поэтому многие красноярцы целенаправленно топают по направлению к полюбившемуся издательству, чтобы не утонуть в море красивых обложек и корешков, а выбрать действительно необходимую книгу. Например, я, интересующаяся кино, художественной литературой и русским языком, всегда смотрю новинки в «Новом литературном обозрении», издательстве «Время» или «Livebooks». В этот раз на домашней книжной полке появился «кинотекст» о режиссёре Такеши Китано, почти за бесценок. А вот некоторые купленные мной через Интернет книги на ярмарке оказались на 50-60% процентов дешевле. Тут, как говорится, «жаба заела».

Несмотря на массу разноплановых мероприятий, во главе стола на КРЯКК всё-таки «сидели» книги. Их покупали, листали, обсуждали, рассматривали, хвалили и ругали.

Фото А. Ландиной

Ежедневно в КРЯКК-клубе проходили презентации новых изданий и встречи с писателями. Для литературно-фестивальной программы организаторы вызвонили из-за границы писателей Джеймса Мика (Великобритания), Хосе Манюэля Прието (Куба, США), Керстин Хольм (Германия), Яцека Хуго-Бадера (Польша) и др. Иностранные гости участвовали в круглом столе «Образ Сибири в европейском сознании», в который раз рассуждая о необходимости развенчания культурного мифа о Сибири как месте ссылки и репрессий, пространстве вечной мерзлоты, «медвежьего логова» и глухой провинции.

Фото А. Ландиной

Сергей ДОВЛАТОВ писал: «нет географической провинции, есть провинция духовная…» И прошедшая КРЯКК, пожалуй, отчасти может быть доказательством этих слов.

Глаза — не боятся, руки — делают!

Отдельным пунктом прошедшей ярмарки стал книжный дизайн. Алиса, придуманная Льюисом КЭРРОЛЛОМ, считала, что книжки без картинок — скучные книжки. Фантазёрка отчасти была права: дизайн — не менее важная составляющая книги, чем пляски с глаголом и трюки с метафорами. Так, инсталляция «Книга в окружении объектов искусства» Бориса ТРОФИМОВА, члена Академии графического дизайна и лауреата государственной премии РФ в области литературы и искусства, показала, как могут быть оформлены книги и как они взаимодействуют со скульптурой, живописью, материалом изготовления. Например, в обложках могут появляться концептуальные дырочки и отверстия. Алиса была бы довольна такими дизайнерскими«чудесатостями».

Фото А. Ландиной

А у нашей сибирской мастерской «Аз да буки» был свой проект по книжному оформлению — «Книга художника». Анна РОМАНОВА и Нелли ЧУДНАЯ предлагали всем желающим сделать свою собственную книгу — о Сибири и сибирских людях, о том, чем они живут и дышат. В итоге «Аз да буки» стал одним из самых ярких павильонов второй площадки КРЯКК. Книга-шкатулка, книга — нотная тетрадь, пластилиновая книга, книга из войлока — всего таких поразительных вещей было около 25, и делали их красноярцы от 6 до 50 лет. Создать свою персональную книгу, будь то сборник стихотворений, альбом фотографий или рисунков — это благородная попытка оформить воспоминания и чувства в цельный продукт. Пусть даже только для себя. Ведь, если вы помните «Зеркало» А. ТАРКОВСКОГО: «книга — это не сочинительство и не заработок, а поступок».

Без вешалки

Прочтение современных пьес для красноярцев тоже уже не роскошь, а традиция. В этот раз фестиваль современной драматургии «ДНК» и Издательский дом «НЛО» познакомили театрозависимых с польской драматургией «нулевых». Так, пьеса «Двое бедных румын, говорящих по-польски» Дороты МАСЛОВСКОЙ, прочитанная артистами Пушкинского театра (режиссёр — Никита РАК), оказалась яркой и гротескной картинкой из жизни инфантильных столичных циников, «болеющих» как комплексом неполноценности, так и чувством собственного превосходства. А пьеса «Тирамису» Иоанны ОВСЯНКО (режиссёр — Олег РЫБКИН) обратилась не к новой, но до сих пор актуальной проблеме человека с сознанием потребителя и дельца, рассказав истории успешных бизнес-леди, умело прячущих от окружающих собственное одиночество под толстым слоем лжи и пытающихся соответствовать идеалу «глянцевой» женщины.

Но настоящим подарком для неизбалованных красноярцев стал приезд московского «Театра Наций» со спектаклем «Рассказы Шукшина» (режиссёр — Алвис Херманис), лауреата «Золотой маски» прошлого театрального сезона. Билеты разошлись, как горячие пирожки, а таких неистовых и долгих аплодисментов в театрах нашего города не было давно! И дело даже не в том, что в «Рассказах» играют сильнейшие русские актёры — Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Юлия Перельсид и др. В этом тоже, конечно! Но с первого взгляда показавшийся простым и лёгким, спектакль оказался пронизанным такой особой русской глубиной, что красноярский зритель не успевал дышать между радостным хохотом и утиранием слёз. Сибирская сцена в дни книжной ярмарки увидела по-настоящему большой театр, способный не просто «нравиться», а совершать маленькую революцию в зрителе.

Космос как представление

Перфомансы стали ещё одним элементом прошедшей ярмарки, пожалуй, самым «атмосферным» и мистическим. Знаменитый LIQUID theatre устроил в КРЯКК-клубе специальное представление — перфоманс «От земли», который по настроению и сценической картинке оказался поистине космическим, уносящим зрителя далеко в небо. Небольшая актерская компания, как будто сошедшая с «крестьянских» полотен Малевича, без слов разыгрывала деревенские сценки, сидя на настоящих брикетах из сена или расхаживая в темноте со светящимися стеклянными баночками и банками — будто ночными мотыльками.

«Ударное чтение» представили известный поэт, публицист Л. Рубинштейн и музыкант В. Тарасов. Получилась гипнотическая музыкально-литературная импровизация о человеке и времени. Лев Рубинштейн работает не столько с языком, сколько с сознанием. Под мягкие удары барабанов и приятное «дзынь» тарелок Владимира Тарасова он зачитывал выстроенные определённым образом фразы-обрывки, слова-потоки, обнажающие наше ежедневное языковое окружение и мимолетные ощущения. «Время идёт» — безэмоциональным голосом говорил в микрофон Рубинштейн, и барабанные палочки Тарасова ритмом начинали вырисовывать бег.

Поэтопонимание

Поэзия на книжной ярмарке выглядывала из-за каждого угла, появлялась как на книжных стеллажах, так и на видео и сцене.
Вот небольшая площадка от «Дома кино», где ежедневно проходил показ лучших конкурсных работ фестивалей видеопоэзии. Москва, Санкт-Петербург, США — далеко не полный список стран, на примере которых рассказывалось, как развивается одно из актуальных направлений современного искусства. Встречи «вживую» проходили с Алексеем Чуланским, Еленой Морозовой и др. Но тихий «бум» для любителей рифмованных строк случился во время поэтического диалога Веры Полозковой и Дмитрия Воденникова. Сидя на краешке сцены, поэты непринуждённо читали про «молодых гордых придурков», про любовь и смерть, внутреннюю пустоту и усталость современного человека.

Эта встреча ещё раз показала, что при чтении стихотворений важен не только текст, но и авторская интонация, лишённая вымученной, школьной манеры, наполненная элементами актёрской игры, а главное — искренностью. Глядя на поэтов и их слушателей, хотелось сказать: «Есть контакт!»

Не остались обиженными и любители классической и современной музыки. Так, творческая команда «Фургон» привезла в Сибирь группы «Самое Большое Простое Число» (Санкт-Петербург), «Птицу ЕМЪ» (Екатеринбург), «И Друг Мой Грузовик» (Днепропетровск) и др. А в Красноярской филармонии блистали пианист Ян Кшиштоф Бройя, Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнёва и другие гости.

«Драмкружок, кружок по фото…»

КРЯКК за четыре года вырос из книжного фестиваля в большое культурное

Фото А. Ландиной

мероприятие, умело собравшее своеобразные «кружки по интересам». И это радует, потому что красноярцы могут за 5 дней совершить мини-погружение в любимое искусство или профессию, пообщаться с профессионалами, подискутировать да и вообще наполнить голову новым. Это дорогого стоит хотя бы потому, что многие городские мероприятия, будь то карнавалы, попсовые пивные концерты в парках или скучные «дни книги» в библиотеках, отдают безвкусной самодеятельностью, от которой попросту устаёшь. Посетившие книжную ярмарку — завтра сами захотят устроить выставку, снять документальный фильм или устроить поэтический фестиваль. А ещё, надеюсь, продажа «глянцевой» литературы в нашем городе уменьшится, потому что сформируется здоровая книжная культура.

Анна МЕРЗЛЯКОВА
Сибирский федеральный университет не первый год участвует в Книжной ярмарке. И результат повторяется: желающих приобрести ту или иную книгу, изданную СФУ, значительно больше, чем мы можем предложить (обычно университет привозит 3-5 экземпляров одного наименования, и они тут же расходятся; остаётся выставочный экземпляр, который можно подержать в руках — но не купить). Так, моментально разошёлся библиографический каталог по криминалистике; спрашивали монографию В. Мыглана и др.
Наше участие в ярмарке обеспечили Издательско-полиграфический комплекс университета, библиотека и управление корпоративной культуры. Основную тяжесть по организации выставки приняли на себя две Ксении — Казанцева и Калугина, сотрудницы информационно-выставочного зала библиотеки. Особую благодарность организаторы выражают бойцам студенческих отрядов СФУ. Это Владимир Сирк, Дмитрий Радчук, Александр Горбачёв, Дмитрий Савенко, Юрий Свинцов, Сергей Гуц, Алексей Свиридов, Ольга Нефёдова. Их куратор Егор Анучин проводит уже третью ярмарку, поэтому его ребята работали просто профессионально.

Похожие материалы