Радиотехника: вехи и судьбы

|

В ноябре радиотехнический факультет (ныне радиотехническое отделение) Института инженерной физики и радиоэлектроники СФУ отметит своё 45-летие. Есть повод вспомнить об истории, которая не всегда была радужной и благоприятной для развития вузовской науки, поговорить о преподавателях и учёных, чьи идеи стали путеводными, способствовали включению красноярцев в международную научную, инновационную и коммерческую деятельность в области радиотехники.

Очень нелегки — в науке шаги

А.Громыко

А.Громыко

Профессору, доктору технических наук СФУ Александру Ивановичу ГРОМЫКО довелось возглавлять радиотехнический факультет с 1992 по 2008 годы. Декан собственно и вырос в стенах родного вуза: поступил сюда после армии в 1964 году. В то время на электротехническом факультете была кафедра радиотехники.

— Помню, как мы начинали работать под руководством Ильи Давыдовича ЗОЛОТАРЁВА, — рассказывает Александр Иванович. — Он, кстати, первым из всех преподавателей защитил кандидатскую диссертацию. В то время появилась и первая научно-исследовательская лаборатория. Однако высококвалифицированных научно-педагогических кадров не хватало. Поэтому когда в Политехнический институт с производства пришли работать кандидаты наук Михаил Кириллович ЧМЫХ, Владимир Иванович ЮЗОВ и Георгий Яковлевич ШАЙДУРОВ, это событие стало, по сути, эпохальным для факультета и вуза. Началась большая наука.

СПРАВКА
М.К. Чмых создал лабораторию фазометрии, В.И. Юзов — геофизическую лабораторию,
Г.Я. Шайдуров — лабораторию интроскопии и кафедру радиотехнических систем. Все они были горячими энтузиастами, и вокруг каждого стала группироваться энергичная молодёжь. Несколько позже к ним присоединился Ю.И. Кротов, открывший в институте лабораторию современных методов радиоприёма.

В коллективе под руководством Г.Я. Шайдурова была создана уникальная аппаратура, основанная на распространении электромагнитных волн в проводящих средах. Коллективом под руководством В.И. Юзова создано множество приборов для геоэлектроразведки полезных ископаемых, успешно работавших в геофизических экспедициях. По инициативе и под руководством Юзова было открыто и много лет работало студенческое КБ «Союз». На кафедре радиотехнических устройств сверхвысоких частот, которую открыл А.Р. Попов, занимались исследованиями функциональной радиоэлектроники.

Особо следует вспомнить представителя ленинградской радиотехнической школы А.И. Кондрашова, зав. кафедрой конструирования и производства радиоаппаратуры (сегодня — кафедра приборостроения и наноэлектроники). С его появлением начались активные исследования в области микроэлектроники. Был совершён прорыв в изготовлении микрополосковых фильтров. Это достижение привело к развитию целого направления на красноярском радиозаводе (недостроенное производственное здание, что по дороге в СФУ, является корпусом радиозавода, в котором планировалось развитие микроэлектроники; планировалось, но не было реализовано).

— Сейчас перспективным научным направлением в радиотехнике стала наноэлектроника, вакуумная микроэлектроника и т.п. Любопытно, а что в конце 60-х годов считалось прогрессивным?

— Тогда мы с радиоламп переходили на транзисторы. Ох, и помучились! На радиолампах всё работало отлично, а вот с транзисторами как-то не сразу получалось: паяльник подносишь к устройству, а у системы все параметры начинают «плыть»… Но отступать некуда — нужно было добиться экономии потребления электроэнергии и компактности... В то время в структуре института действовала секретная лаборатория, где в закрытом режиме модернизировали систему управления ракет класса «земля-воздух» — мы переводили её электронику на транзисторную базу. Практически все сотрудники, работавшие в лаборатории, защитили кандидатские диссертации.

М. Чмых

М. Чмых

— Можно ли сказать, что в то время красноярские учёные работали на опережение в мировом масштабе?

— Точнее было бы сказать — не отставали. Отставание началось с развития микроэлектроники (мы долгое время копировали то, что уже было сделано учёными других стран). Затем благодаря приходу Михаила Кирилловича Чмыха произошёл прорыв — появилось научное направление, которое, по сути, является определяющим и сегодня. Речь об исследованиях в области цифровых методов измерения параметров радиосигналов с повышенной точностью и помехоустойчивостью. На кафедре радиотехники в лаборатории цифровой фазометрии, созданной в 1971 году М.К. Чмыхом, был разработан ряд серийных приборов. Приборы повышенной точности, выпускаемые Краснодарским заводом радиоизмерительных приборов, практически удовлетворили все потребности хозяйства страны в области фазовых измерений. Разработан также государственный эталон фазы — один из фазометров Чмыха сегодня находится в палате меры весов в Пулково. У Михаила Кирилловича — более 200 изобретений!

С 1981 года на кафедре радиотехники стали проводить работы по созданию наземных фазовых радионавигационных систем, предназначенных для высокоточного определения местоположения надводных объектов. В настоящее время разработана РНС «Крабик-БМ», у которой дальность действия над морем достигает 150 км, при этом обеспечивается среднеквадратическая погрешность определения координат в пределах 0,5-3,0 м. С 2003 года РНС выпускается серийно на государственном предприятии «Радиосвязь».

— Все, с кем я разговаривала, называют Чмыха не иначе как «корифей»…

— Я бы ещё добавил — талантливейший педагог и душа-человек… Мы не раз выезжали с ним в северные районы края в тайгу, на рыбалку. Когда в 1999 году он погиб, не скрою — я плакал… В последние годы нелегко ему приходилось: возил свои разработки в Москву, там их хвалили, одобряли, но дальше слов дело не шло, поэтому он много нервничал… До конца своей жизни Михаил Кириллович оставался истинным учёным, ему нелегко было выживать в рыночных условиях.

На основе научных работ коллектива и благодаря инициативе М.К. Чмыха в 1994 году у нас на факультете появилась новая специальность «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования». Всё это скупые факты. Главное — человеческие качества Михаила Кирилловича: равнодушие к материальным благам, бескорыстие, открытость к общению, доверчивость. Он обожал природу, хорошо разбирался в живописи, очень любил литературу, театр…

И. Сушкин

И. Сушкин

Вспоминает заведующий радиотехническим отделением ИИФиРЭ СФУ, кандидат технических наук Игорь Николаевич СУШКИН:
— По окончании Политехнического института я пришёл на кафедру радиотехники, которой Михаил Кириллович руководил. В то время Чмых организовал научно-техническое предприятие (НТП) под названием «Радиотехника» на базе нашего института и открыл при кафедре аспирантуру.

Коллектив был сплочённый, если выпадало срочное задание — могли работать хоть до утра. Помню, один раз Михаил Кириллович даже за бутербродами для нас бегал в магазин. Как же мы радовались, когда что-то стоящее получалось!

Чмых удачно нашёл применение своим идеям в области фазометрии — в разработке аппаратуры, работающей по сигналам спутниковой системы ГЛОНАСС и GPS. Наработки, сделанные в 70-х – начале 80-х годов, позволили продвинуться вперёд в космических исследованиях. За короткий срок были разработаны и освоены ФГУП ГНПП «Радиосвязь» конкурентоспособные спутниковые навигационные приёмники типа МРК–11, МРК–27, имитатор сигналов спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и GPS — МРК–30. Довольно активно в ту пору наш факультет работал с НПО «Прикладная механика» им. М.Ф. Решетнёва, с Красноярской железной дорогой, министерством РЖД.

В. Кокорин

В. Кокорин

После неожиданной смерти Михаила Кирилловича его дело продолжил Владимир Иванович Кокорин, талантливый учёный и в то же время — хороший организатор, менеджер. Ему удалось поставить дело на коммерческую ногу, реализовать многие научные разработки. К сожалению, в августе 2010 года Владимира Ивановича Кокорина тоже не стало. В свои 59 лет он ещё многое мог сделать в науке…

А.И. Громыко о В.И. Кокорине: «Владимир Иванович заботился о студентах. Когда кто-нибудь не мог сдать сессию, сильно переживал. Как учёный, Кокорин вёл большую работу по хоздоговорной тематике и постоянно помогал учебному процессу, оплачивал многие студенческие мероприятия. Благодаря помощи Владимира Ивановича были оборудованы три учебные лаборатории: отремонтированы и оснащены современной техникой».

Ушли мэтры, но оставили после себя учеников. Коллектив продолжает активно работать в заданном направлении. Имена последователей Чмыха и Кокорина: Ю.Л. Фатеев, А. В. Гребенников, Ю.П. Саломатов, А.М. Алёшечкин… И этот список можно продолжать.

По Программе развития СФУ для отделения было закуплено много нового и современного оборудования. НА ФОТО: заведующий кафедрой радиотехники профессор Ю.П. Саломатов с аспирантами Станиславом Поленга и и Романом Рязанцевым настраивает микрополосковую антенну.<br />

По Программе развития СФУ для отделения было закуплено много нового и современного оборудования. НА ФОТО: заведующий кафедрой радиотехники профессор Ю.П. Саломатов с аспирантами Станиславом Поленга и Романом Рязанцевым настраивает микрополосковую антенну.

СПРАВКА
В настоящее время на кафедрах радиотехнического отделения по очной и заочной формам обучается более 1400 студентов, из них очно более 950 человек. Ежегодный приём составляет около 250 студентов, которым предлагается освоить программы бакалавров, инженеров или магистров. В аспирантуре и докторантуре обучаются более 30 человек.

Преподавательский коллектив: 18 докторов наук и профессоров, 30 кандидатов наук и доцентов, 12 действительных членов и членов-корреспондентов различных академий, один заслуженный деятель науки и техники, три почётных радиста Российской Федерации, два почётных работника высшей школы, два заслуженных изобретателя Российской Федерации, лауреат премии РФ в области науки и техники, два лауреата Всероссийского конкурса «Лучший инженер года».

Новое поколение выбирает…

Александр Иванович Громыко по крупицам собирает и хранит в своих архивах историю факультета. Бывший декан (ныне профессор кафедры приборостроения и наноэлектроники) помнит период, когда пришлось нарушить установленный в стране порядок набора студентов, но не корысти ради, а во благо.

— Да, признаюсь, мы пошли на нарушение сознательно, — говорит А.И. Громыко. — Когда началась перестройка, впервые за многие годы резко уменьшился конкурс на радиотехнический факультет. И мы, гадая, как же обеспечить качественный набор абитуриентов, обратились к методике IQ-тестирования Г. Айзенка. Ректор А.М. СТАВЕР одобрил моё предложение.

Около 13 лет мы проводили обязательное IQ-тестирование и отбирали действительно талантливых ребят. Почти все они успешно заканчивали институт, а радиотехнический факультет по показателям успеваемости стабильно лидировал. Мне запомнилось одно высказывание преподавателя физкультуры: «Все студенты как студенты: о тряпках говорят, о кабаках. А ваших послушаешь — сплошные радиоволны, сопротивление, резисторы, транзисторы…».

В то время жизнь на факультете била ключом! Мы выпускали собственную газету «Вестник ИРЭН», КВН проводили, наше общежитие всегда занимало первые места.

— Александр Иванович, могут ли сегодня выпускники радиотехнического отделения ПИ СФУ трудоустроиться без головной боли?

— Скажу без преувеличения — наши выпускники нарасхват! Как правило, ребята, которые хорошо учатся и имеют мотивацию получать знания и умения — уже на четвёртом курсе находят себе будущее место работы. На сегодняшний день у нас есть заявки от Красноярской железной дороги, от Красноярского центра стандартизации, метрологии и сертификации, от сервисного центра (НТЦ) «Исток», от компаний Билайн, МТС, Сибирьтелеком и других. Радиоинженеры нужны везде.

Особенно большой спрос на севере края. Например, предприятие «Сибаэронавигация» просит помочь с кадрами для обслуживания аэропортов, а ЗАО «Ванкорнефть» нуждается в связистах.

Г. Шайдуров

Г. Шайдуров

Хочется сказать ещё об одной мощной научной школе, которую возглавляет доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РФ, профессор Г.Я. Шайдуров. Георгий Яковлевич развивает направление, связанное с геофизикой поиска полезных ископаемых. Основные фундаментальные работы нацелены на исследование эффектов параметрического воздействия электромагнитных и акустических волн на границе раздела вода — воздух и создание сверхширокополосных систем передачи информации.

Самая последняя работа научного коллектива Г.Я. Шайдурова — контроль отклонения плотин ГЭС от вертикали с целью обнаружения возможных трещин, подвижек и т.д. Созданные в лаборатории Шайдурова приборы используются на Саяно-Шушенской ГЭС и на Зейской ГЭС в Амурской области. Георгий Яковлевич не так давно совместно с геофизиками выиграл тендер на разработку аппаратуры по поиску водородосодержащих залежей (нефти и газа). В США продан уже не один десяток таких систем. Профессору 75 лет, он полон энергии и продолжает работать…

Приоритеты XXI века

— Александр Иванович, какие ещё перспективные научные направления развиваются сегодня на радиотехническом отделении?

— Кандидат технических наук профессор Вера Александровна ЮЗОВА исследует физико-химические свойства нанофазных структур, занимается разработкой технологии изготовления изделий микросистемной техники и композиционных материалов. Я считаю, что большое будущее — за микровакуумной электроникой.

Например, у нас есть разработки совершенно нового экрана на микровакуумных лампах. В чём отличие такого экрана от привычного нам жидкокристаллического? Сам экран не нужно подсвечивать, а это очень бы пригодилось в навигационной аппаратуре: все приборы можно оснастить новыми экранами. Размеры радиолампы, которую предложили наши учёные, измеряются в микронах. Очень заинтересовались нашими идеями коллеги из Южной Кореи, Японии.

Кандидат технических наук профессор Геннадий Михайлович АЛДОНИН возглавляет научное направление по разработке и исследованию методов и аппаратно-программных комплексов для анализа и диагностики кардиологических исследований. За время работы по этой теме сформировалось самостоятельное научное направление. Коллектив разработал микроэлектронный кардиомонитор МКМ-1 разных модификаций. Например, есть прибор, который позволяет более тонко подходить к расшифровке кардиограмм. Прежние информационные параметры прочитываются на более тонком и точном уровне. Медицинское направление сейчас как раз одно из самых популярных у наших аспирантов, магистров.

Проблема, которая нас сегодня очень волнует: невозможность патентовать свои изобретения за рубежом, поскольку это «удовольствие» стоит тысячи евро. А российские патенты не защищают нас от международного пиратства (особенно этим грешит Китай).

— Будучи в Тайване я посмотрел, как у них развивается радиоэлектроника, и боюсь, что нам будет очень тяжело конкурировать, — говорит И.Н. Сушкин. — Причём конкурировать не в том плане, что у них самые современные технологические линии или идей больше, чем в России. Дело в том, что погодные условия несоизмеримы. Судите сами: на Тайване производственные помещения в буквальном смысле сколочены из фанеры и средняя температура +25 градусов. А у нас? Здания с толстыми стенами и отоплением. Так чья продукция будет дешевле? Мне кажется, что России по примеру европейских стран надо переходить на выпуск радиотехнических изделий в таких странах, как Тайвань, Малайзия.

Сегодня мы в основном выполняем заказы Министерства обороны России, поэтому привлекаем местные предприятия: ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва», ФГУП «НПП «Радиосвязь». В масштабе страны работаем с МГТУ имени Баумана, с Московским университетом связи и информатики, другими ведущими вузами. Сотрудничаем с предприятиями, которые занимаются навигационным оснащением аэропортов (система псевдоспутников).

— Если бы представилась возможность сделать спецзаказ к юбилею факультета, что бы вы указали в первую очередь?

— Хотелось бы приобрести линию по производству микроэлектроники и уникальное оборудование для наноисследований. Очень нужна «чистая комната», где не должно быть никаких промышленных вибраций, — а это не один десяток миллионов рублей. Сегодня нам не хватает площадей, но в перспективе рядом с Институтом нефти и газа построят корпус Института инженерной физики и радиоэлектроники; насколько я знаю, уже готовится проект по оснащению его новым оборудованием.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы