Право рубить с плеча

Лекция декана Высшей школы телевидения МГУ им. Ломоносова Виталия ТРЕТЬЯКОВА дала возможность будущим журналистам задать вопросы человеку, чьё имя широко известно в России не только в связи с созданием в переломном 90-м «Независимой газеты». Третьяков ещё и политолог, ведущий телепрограммы «Что делать? Философские беседы» на телеканале «Культура», автор книги «Как стать знаменитым журналистом».

Как же стать знаменитым журналистом? С блиц-ответом самого автора на этот вопрос нельзя не согласиться: «Нужно писать или снимать быстрее других, лучше других, и писать или снимать то, что другие не решаются по каким-то причинам: боятся либо вообще не знают о существовании этого».

Пришёл. Увидел. Написал

В профессии журналиста фундаментально ничего не меняется, — убеждает молодёжь Виталий Товиевич. Меняется технологическая база. «Я своим журналистам всегда говорю: «Поймите, журналист — простейшая профессия, более всего напоминает в жизни сплетника: что-то где-то услышал, прибежал и рассказал другим. Чтобы быть профессиональным сплетником — им надо родиться. Увидеть, узнать, максимально объективно и сжато передать на широкую аудиторию, плюс прокомментировать. Вот и всё, что требуется, этому и нужно учить».

Если бы самому Третьякову в 1970 году, когда он поступал на факультет журналистики МГУ, сказали нечто подобное, а ещё какой-нибудь мэтр добавил бы: «99% журналистов неизвестны никому, кроме своих родственников и коллег; Профессия публичная, а анонимность максимальная» — как знать, может быть, «кривая» вывела бы совсем в другую сторону…

Но Виталий Товиевич заинтересовался журналистикой после просмотра когда-то знаменитого фильма Сергея Герасимова «Журналист». Кстати, после лекции я нашла в Интернете и посмотрела этот фильм, получивший в 1967 году Большой приз Московского международного кинофестиваля. Главный герой — не серая, никому не известная мышь, а преуспевающий молодой журналист Алябьев, которому светит перспектива работы в международном отделе. Выход этой ленты в своё время произвёл фурор, как пишет Википедия: «престиж профессии журналиста резко взлетел. Толпы абитуры осаждали журфак МГУ в конце 60-х — начале 70-х...».

Всё плохо, плохо...

Не стану пересказывать содержание всего выступления Третьякова перед студентами СФУ. Но хочется поделиться некоторыми впечатлениями.

Пожалуй, главная черта лектора — его безапелляционность. Известный тележурналист говорит, что «журналистика — профессия не для гениев», и в этой же лекции намекает, мол, «чувствуешь себя гением — уходи из газеты, лучше всего в писатели, на худой конец — на телевидение». Далее он констатирует: «Девальвируется само писательство. Шедевров и классиков больше не будет, наша цивилизация вообще умирает, но это отдельная тема».

Такие заявления вызывают, мягко говоря, недоумение. Как же с таким настроением в столице учат студентов? Неужели всё так печально, и у журналистской профессии уже нет высокого предназначения, романтики, интриги, творческого упоения? А новые знакомства, встречи с интересными людьми, возможность не только «объективно сжато передавать информацию», но и самому расти, развиваться?.. Впрочем, столичному журналисту-аналитику, политологу, возможно, «с высоты» многое виднее…

Суров PR, но всё же он PR

Отдельная тема – отношение Виталия Товиевича к PR: «Пиар реален, от него не отмахнешься, существование его бессмысленно отрицать, более того — вредно и непрофессионально не учитывать в работе СМИ. Но учить этому на факультетах журналистики нельзя. Правила приличия не должны позволять». Почему? По мнению мэтра - PR развращает, профессионально растлевает будущих журналистов, соединяет худшие качества рекламы с худшими качествами пропаганды. Кроме того, Третьяков считает, что PR выдаётся за доброкачественное журналистское произведение и нелегально (при сговоре заказчиков, авторов и СМИ) за деньги размещается в СМИ и ещё дополнительно маскируется под журналистское произведение.

Без оглядки

Вызывает уважение, что на многие острые, социально значимые вопросы Виталий Товиевич дал ответы смелые, «без оглядки»: «Нам навязаны были в начале 90-х годов европейские усреднённые опошленные нормы, стандарты образования, плюс эта дурацкая мода, что всё европейское лучше нашего, российского (абсолютно неправда!)... Переняли из Европы не лучшее, а худшее, паршивенькое, и держимся за все эти ЕГЭ, тесты, а образование в России продолжает ухудшаться, школьное точно. Естественно, это влияет на вузы: если приходят неграмотные абитуриенты, то из них получаются не очень грамотные студенты. Изменить ситуацию можно, остановив реформу» (Программа ТВ СФУ «Кресло»). Словом, Третьяков предлагает вернуться к старой советской классической системе образования.

Участвуя в конференции «Сибирь в геополитическом и экономическом пространстве» на КЭФ, Виталий Третьяков произнёс то, что не многие решатся сказать вслух: «У современной России нет геополитической стратегии — ни по Сибири, ни по другим регионам. Более того, у России есть контрстратегия по отношению к Сибири... Я горячий сторонник переноса столицы России за Урал. Правящий класс погряз в гедонизме и проматывании богатств нашей страны. Наверное, нужно ввести мораторий на ближайшие лет 50 на продажу сибирского леса, минимизировать здесь промышленность, в том числе инновационную, чтобы сохранить нетронутыми природные ресурсы — ягоды, грибы, чистый воздух. Как знать, может быть, именно это — главное богатство Сибири. Пожалуй, стоит снять этакий фантастический фильм «Россия без Сибири». И посмотреть на реакцию Москвы».

Максимы Третьякова о журналистике
>> В массовой культуре шедевры не создаются.
>> Журналистика – профессия не для гениев.
>> Служа народу, журналистика обслуживает власть.
>> Простое занимается сложным и мощно на сложное влияет.

Вера КИРИЧЕНКО

Похожие материалы