Будущее не для всех

IX Красноярский экономический форум, прошедший во второй половине февраля под лозунгом «Время стратегических инициатив», поставил как минимум два рекорда: численности участников – 2515 человек и числа не аккредитованных представителей СМИ (http://www.yarskonline.ru/news/krasnoyarsk/16_02_12_krasnoyarskie-smi-ot...). Впрочем, корреспонденту газеты Сибирского федерального университета любезно предложили понаблюдать за первым днём работы форума — в роли гостя молодёжной площадки «Поколение-2020».

Каюсь, на молодёжную площадку «Поколение-2020» я не пошёл. Хотя бы потому, что потенциальные участники XXIX Зимней Универсиады, о которой в основном и говорили участники «Поколения-2020», ещё учатся в средней школе, а нынешним «дискуссантам» и «презентаторам» разных спортивных проектов в 2019-м году проведения всемирных студенческих игр будет здорово «под тридцать» или более. И, скорее всего, большинство из них буду волновать совсем другие проблемы. Какие? Чтобы узнать это, я отправился на форсайт-сессию «Компетенции-2030», организованную «Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ), созданным менее года назад по распоряжению Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина. (http://www.asi.ru/)
Модератор площадки «Компетенции-2030», директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков первым и одним из главных принципов работы участников форсайта назвал честность: «Мы будем говорить не то, что политически корректно, а то, что думаем!». После провозглашения такого лозунга частые расхождения мнений экспертов АСИ с заявлениями Правительства РФ выглядели уже менее удивительными. «Мы с вами сейчас искренне работаем,— сказал, например, Дмитрий Песков. — Поэтому мы должны помнить, что Россия — очень маленькая страна. Она по территории большая, а по роли в мировой экономической системе крошечная!».

Видеопрезентации форсайта пророчили буквально через два года кульминацию конфликта между авторитарным и демократическим путём развития в России, пересмотр общественного договора и с 2015-го года — «викификацию», распространение форм сетевой саморегуляции общества. Но на самом деле о политике участники форсайта говорили очень мало. Может, оно и хорошо? Нет ни «Манежной», ни «Болотной», обозначили стратегические тенденции общественного развития — и далее строим модели будущего! Или даже примеряем их на себя…

ОБЩЕСТВО

Итак, 11 трендов в России на ближайшие 5-10-15-20 лет, которые считает особо значимыми директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков.

«Новые старые». Население страны стареет, но теперь уход на пенсию — это не уход на покой, не завершение деятельной жизни. Уже сейчас многие пенсионеры (а в горизонте до 2030-го года это будут современные 40-летние) хотят и могут работать дальше, они активны, у них есть интересы и ресурсы — это всё больше не «старость», а так называемый «третий возраст». В развитом мире для таких людей существует гигантский рынок услуг — образовательных, оздоровительных, развлекательных, не говоря уже о том, что сами эти люди представляют собой гигантский трудовой потенциал. Россия пока не может предложить «новым старым» почти ничего.

«Культ личности». Это не то, что мы понимали под данным термином до настоящего времени, — это культ человека как самоценной личности. Убеждённость в том, что человек в состоянии сам выбирать свой жизненный путь, заниматься саморазвитием, строить персональную карьерную траекторию.

Тренд коренным образом отличается от многовековой патерналистской идеологии российского государства, процветающей и по сей день. И трудно представить себе, что власть в России впервые за всю историю страны повернётся к человеку-гражданину-личности лицом, а не противоположной частью тела. Хотя, действительно, очень хочется…

«Точка. Дети». По мере развития информационных технологий дети становятся самостоятельной стратой общества. Они быстро получают доступ к информационным технологиям и создают вокруг них свои миры, устанавливают свои правила. Т.е. не взрослые учат детей, а дети учат взрослых относиться к тому миру, который наступает.

«Ответьте себе на вопрос, какой у нас сегодня в стране самый массовый образовательный процесс? – обратился к участникам форсайта Дмитрий Песков. — Обучение внучками своих бабушек пользованию «ВКонтакте», «Skype» и «Одноклассниками». Это процесс, в котором участвуют сейчас до 50 млн. человек в стране. И этот самый массовый образовательный процесс в стране находится полностью вне зоны внимания государства, оно о нём даже не задумывается. Хотя по масштабу он идентичен «ликвидации безграмотности», которая в 1920-е годы была приоритетом № 1 у государства».

Тенденция понятная, но вот с масштабами «обучения бабушек» я рискну поспорить. Осенью прошлого года, по данным компании comScore, в России насчитывалось 50,81 млн. пользователей Интернета ВСЕГО.

«Выбор пузыря». Экономический пузырь — торговля крупными объёмами товара или ценными бумагами по завышенным ценам, для которой формируется ажиотажный спрос, в результате чего цена растёт и, в свою очередь, вызывает дальнейший рост спроса. А вот «технологический пузырь» — это не только спекуляция завышенными ожиданиями, он может стать и реальным «прорывом в будущее» целой страны. Надо лишь не ошибиться с выбором пузыря.

«Есть несколько кандидатов в такие перспективные пузыри, — заявил Дмитрий Песков. — Новая энергетика — например, водородные двигатели. Биотехнологии. Космос и гигантская тема — частная космонавтика. Мы заранее не знаем, является это чистой воды «пузырём», либо это действительно новая эра человечества. Россия сейчас слишком слаба и надуть собственный технологический пузырь, собрать под него деньги со всего мира не может. Нам придётся выбирать, в какой пузырь мы поверим и свяжем с ним свою судьбу».

«Большой коридор». Это новые вариации старой темы России как транспортного коридора между Европой, Азией и Америкой. Только к давно знакомым Транссибу и идеям кроссполярных перелётов по мере таяния льдов добавится активное арктическое судоходство и, может, что-то ещё…

«Энергонет». Данный тренд на площадке «Компетенции-2030» прозвучал без внятной расшифровки, просто в назывном порядке. Но если специалисты АСИ имели в виду глобальный геоэкономический проект, идеологом которого в России является академик РАЕН Эрнест Кочетов, тема заслуживает отдельного изучения. (http://www.geoeconomics-academy.ru/node/53) Ведь «Энергонет» должен остановить варварское использование ресурсов планеты и, возможно, избавить Землю от битвы цивилизаций за энергоресурсы. (http://www.gasoil-center.ru/component/content/article/11-headline/345-oi...)

«Кластеры». «Россия слишком большая (по размеру) страна, нам необходимо сочетать производство, потребление и науку в отдельных территориях. Эти территориальные объединения и называют у нас кластерами, — пояснил Дмитрий Песков. — Правильный выбор специализации каждого кластера — условие их экономического успеха».

Термин «кластер» применительно к экономике сегодня уже не нуждается в дополнительных разъяснениях. Разве что в напоминании. Кроме модного англоязычного названия, кластер мало чем отличается от территориально-производственных комплексов (ТПК), широко распространённых в СССР, в том числе в Красноярском крае. По сути, сам край был ТПК с территориально замкнутыми цепочками производства и потребления.

«Революция инженеров» означает, что эпоха, когда вузы выпускали большое количество экономистов и юристов, закончена. «Новая индустриализация» порождает гигантский спрос на квалифицированные кадры с инженерным образованием, который будет возрастать все ближайшие 10 лет.

«Уже сегодня инженеры и квалифицированные рабочие, востребованные на рынке труда, вызывают такую «гонку зарплат», которая не каждому бизнес-консультанту под силу! — посетовал представитель АСИ. — В Санкт-Петербурге несколько месяцев назад компании буквально перекупали друг у друга сварщиков, и они «разогнали» свою зарплату в 4 раза до 170-200 тысяч рублей!».

«Право на сеть». Под этим трендом модераторы площадки «Компетенции-2030» подразумевают, что возможность пользоваться высокоскоростным Интернетом вскоре станет таким же неотъемлемым правом гражданина, как право на труд или на отдых.

«Испытание на прочность». Под этим трендом представители АСИ не дали какой-то ответ, а наоборот, обозначили дилемму. В силу разных причин общество в нашей стране не готово к быстрым изменениям современного мира. При этом даже «продвинутая» часть населения, ориентированная на развитие и составляющая около 20% граждан России, живёт представлениями 2000-го года. А у 80% в сознании постулаты ещё 1980-х годов! На Западе же 80% «живут» в 2000-м году, а 20% — уже в 2020-м!

Вопрос в том, тянуть ли 80% «отстающих» россиян в 2000-й год или сразу двинуть более передовые 20% в 2020-й? Существование четвёртый год в рамках КЭФ молодёжной площадки «Поколение-2020» вроде бы даёт на него ответ, но одновременно заставляет опасаться дальнейшего раскола общества на «революционеров» и «реакционеров».

«Прямая демократия», по мнению Дмитрия Пескова, это очень просто: «Вы едете на своей машине по городу, колесо попадает в открытый люк и проваливается… Сегодня вы с этим не можете сделать практически ничего. А прямая демократия подразумевает, что конкретный человек в ЖЭУ, который виновен в том, что вы провалились, будет уволен с работы».

Такая простота живо напомнила известного в России «сына русской и юриста», поэтому я приведу более «академическую» формулировку:
«Прямая демократия — это форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа». Применительно к «Компетенциям-2030» особо интересной может быть «электронная демократия» (http://ru.wikipedia.org/wiki/Электронная_демократия).

Вот в таком мире, по версии экспертов АСИ, предстоит нам жить в ближайшие 20 лет. Где и как подготовиться к этим вызовам времени?

ОБРАЗОВАНИЕ

Прежде чем двинуться дальше в форсайте «Компетенции-2030», необходимо определиться с тем, что его организаторы понимают под компетенциями? Тем более, что толкования этого термина у разных специалистов разные.

Что такое компетенции? Это набор поведений, которые позволяют эффективнее выполнять свою работу.

Компетенции — это не знания, не интеллект и не кругозор. Компетенции — это не способности, не склонности и не тип личности.

Компетенции — это не компетентность и не профпригодность.

Компетенция — это поведение, в котором отражаются знания, способности, особенности личности и мотивов человека, важные для эффективного выполнения работы. Для каждой сферы и компании нужен свой набор компетенций, при этом одна и та же компетенция проявляется в разных сферах одинаково.

В качестве основных модераторы предложили шесть компетенций: 1) Стратегическое мышление; 2) Стратегическое лидерство и управление командой; 3) Индивидуальная мотивация подчинённых; 4) Взаимодействие в команде; 5) Планирование и контроль; 6) Мотивация к достижениям.

Может ли современная система образования дать человеку эти компетенции? Изменится ли она и как? Свои варианты ответов участникам площадки предложил член экспертного совета АСИ, профессор Московской школы управления «Сколково» Павел ЛУКША.

Первая и самая большая группа тенденций связана с Интернетом. Предполагается, что к 2020-му году его пользователями станут 70% жителей Земли. Благодаря росту скорости Интернета и технологиям мультимедиа, уже через 10 лет человек вместо физического присутствия в каком-то месте с такой же достоверностью сможет находиться там виртуально. К 2020-му году в сети будет всё, что только можно оцифровать. Уже сейчас некоторые окружающие нас электронные устройства «думают» и обмениваются информацией без нашего участия — со временем нам станут привычны «умные сети», «умные дома», «умная среда», окружающая нас.

Как всё это скажется на образовании? «Мы сможем всё пространство вокруг превратить в образовательное, — предсказал Павел Лукша. — Классические лекции станут не нужны, специальные отделённые образовательные пространства (здания университетов и школ) станут бессмысленными, потому что учиться можно будет в любом месте!».

Интересно, что о виртуальных университетах и дистантном обучении специалисты АСИ говорят уже как о само собой разумеющемся. А ведь в Красноярске даже «продвинутая молодёжь» и блогеры на дискуссионной площадке «Город будущего», организованной в Красноярском региональном инновационно-технологическом бизнес-инкубаторе (КРИТБИ), в ноябре прошлого года лишь посмеивались над подобными моими прогнозами… (http://sibforum.sfu-kras.ru/node/302)

Дистантное обучение с эффектом присутствия и виртуальными практическими занятиями (прим. — У меня самого эта фраза в голове пока не укладывается!) буквально «похоронит» значительную часть нынешних вузов. Любой желающий сможет учиться в лучших университетах, и при этом стоимость виртуального курса будет в разы меньше реального! Выживут немногие…

«Надежд на то, что что-то произойдёт в вузах, две, — заявил Павел Лукша. — Первая заключается в том, что в вузы придут люди, которые не являются традиционными преподавателями, и принесут какое-то содержание с собой. Это профессионалы из бизнеса, отраслей и т.д. Вторая надежда на то, что вузы поймут — они не в состоянии качественно давать всё сами. Поэтому необходимы: расширение возможностей студентов в процессе образования, «легитимизация» дистантного, мобильного обучения, когда I-Pad или смартфон оказываются частью образовательного процесса (с их помощью получают курсы, общаются с преподавателями через Skype и т.д.); индивидуальные образовательные траектории (каждый человек имеет свой стиль обучения, свои приоритетные задачи, свой личный проект, который он потом хочет и может реализовывать)».

Итоги, которые подвёл профессор практики Московской школы управления «Сколково» Павел Лукша, выглядят следующим образом:
Образование будет радикально меняться (больше, чем вам хочется).

Два основных драйвера изменения профессионального образования — новые технологии (IT и когнитивные) и глобальные социально-экономические изменения.

Университетам предстоит жёсткая конкуренция за сокращающуюся студенческую базу, которую обострит и существенный рост требований к выпускникам со стороны работодателей.

Самый многообещающий и интересный сегмент в системе образования в ближайшие 20 лет — обучение взрослых.

ЧТОБЫ ПОБЕЖДАТЬ, НАДО ЭТОГО ХОТЕТЬ

Самые неожиданные выводы в форсайте «Компетенции-2030» на IX Красноярском экономическом форуме принесла деловая игра, в ходе которой участники, взяв на себя роли работников и работодателей, пытались ответить на вызовы построенного ими самими (исходя из представленных выше трендов) будущего. Оказалось, что знать что-то и реально применять это — две большие разницы. Все знали про компетенции, но в большинстве своём действовали, учитывая более знакомые критерии: знания, умения, навыки. Но главную проблему даже у подготовленной, интеллектуальной аудитории — невысокий уровень запросов, нежелание выходить на решение задач мирового лидерства в сфере своей деятельности — сформулировал модератор, директор направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков.

«Что мы видели сегодня здесь? «Продвинутый» регион, очень «продвинутая» аудитория, ведущие российские эксперты — элита элит! Но вы не стали покушаться на борьбу за мир, даже в игре вы приняли отведённую вам роль и существование «над вами» министерств, работодателей и т.д. Тем самым вы поставили для нас, «Агентства стратегических инициатив», очень важный вопрос: что нужно поменять в системе образования, и образования ли, чтобы такие претензии с заявкой на мировое лидерство у нас в России появлялись?».

Андрей КУЗНЕЦОВ

Похожие материалы