Игра по известным правилам

Наша газета пристально следит за тем, как в университете идёт процесс тестирования и подготовка к государственной аккредитации. Сегодня своим мнением с читателями делится Светлана Ивановна ОСИПОВА, заведующая кафедрой высшей математики-3 Института фундаментальной подготовки, профессор, доктор педагогических наук.

— Тестирование — это одна из технологий проверки знаний. Остаточные знания проверяются по вопросам, составленным по всем темам и дидактическим единицам. Плюс в том, что, отвечая на эти вопросы, студенты сразу же могут узнать уровень своих знаний, стоит только войти в базу, где представлены задания. Причём сделать они это могут и в обучающем, и в контролирующем режиме.

Если студент допускает ошибки, неправильно что-то решает, он в обучающем режиме может сразу же посмотреть правильное решение. В контролирующем — ему выставляют ведомость, в которой указано, какие дидактические единицы он усвоил, а какие не усвоил. Это и есть та необходимая информация, чтобы ему доработать конкретные разделы математики, физики, химии или любого другого предмета, потому что подход, идеология везде одинаковы. Чем больше они будут тестироваться, тем легче будут чувствовать себя в информационной тестовой среде, которая сегодня является определяющей. Пока же у многих стресс. Студент садится за компьютер и очень волнуется. К тому же, надо учесть, что проверяются остаточные знания ребят, которые семестр назад закончили, например, курс математики. А так как на нашей площадке мы готовим металлургов, горняков, а не математиков в чистом виде, то надо делать поправку на то, что для них эти знания не являются оперативными, используемыми каждый день. Как правило, они либо мало востребованы, либо востребованы только базовые знания. Поэтому существует такая сложность: им нужно вернуться и вспомнить букву «А», но это очень трудно вспомнить, когда подходишь уже где-то к «М» или «Н». Тесты же требуют достаточно детальных знаний.

Например, в линейной алгебре есть первая, вторая, третья и четвёртая дидактические единицы. Это вычисление матриц, вычисление определителей и т.д. Если человек из этого усвоил больше половины (60%), считается, что его остаточные знания удовлетворительные. Если меньше, значит ему нужно срочно садиться в обучающий режим, изучать этот материал с помощью компьютера. Мы не отказываем и в консультациях, более того, сейчас готовим к изданию решебник. Потому что понимаем: проблемы могут возникнуть во время аккредитации, когда студенты останутся один на один с компьютером, а в аудитории будут присутствовать незнакомые люди.

Ориентировочно к 20 апреля мы выпустим решебник и в каждую группу отдадим с решениями и пояснениями. В конце апреля по тем группам, где был низкий дидактический уровень, ещё раз повторим тесты, такой у нас план.

Уже можно наблюдать прогресс в освоении тестов: когда их начали проходить первые группы, результат не впечатлял — они едва добирали до 50%, а сейчас группы идут по 70 и 76%. И преподаватели уже знают слабые места, понимают, на что нужно в подготовке сделать упор. Поэтому, я считаю, всё идёт нормальным ходом. Когда мы получим в сентябре новые тесты, приближенные к тем, по которым будут проверять знания во время главного тестирования, мы снова эту систему запустим для тренировки, и студенты посмотрят, на что надо обратить внимание. Других правил игры просто нет.

Эх, догоню!..

В прошлом номере мы опубликовали диаграмму прохождения институтами Интернет-тестирования. Лучшие результаты тогда показал Инженерно-строительный институт, и мы обратились к заместителю директора ИСИ Наталии Александровне АРТЕМЬЕВОЙ с просьбой поделиться секретом — как они вышли в лидеры.

— Ничего особенного, отличного от других институтов, мы не делали. Проводили собрания со студентами на потоках, отдельно собирали старост групп, преподавателей и разъясняли, что такое аккредитация, для чего она нам нужна и, в частности, насколько важно в этом Интернет-тестирование.

— А какое качество знаний показывают студенты?

— Мы преодолеваем порог 60% по качеству знаний, но есть и неизученные дидактические единицы, и отдельные группы у отдельных преподавателей, где качество низкое.

— С одной стороны, это и хорошо — так институты будут видеть объективную картину своих недоработок. А что вы в связи с этим предпринимаете?

— Пока мы принимали меры, чтобы тестирования не срывались — они проходят у нас организованно. Готовятся студенты дома, и мы на всех уровнях разъясняем — и руководители отделений, и заведующие кафедрами, и преподаватели на занятиях — что качество будет зависеть от того, как студенты поработают самостоятельно.

— Получается, у вас самые сознательные студенты.

— Хочется верить! Хотя, конечно, иногда они говорят: а зачем нам, мы за это оценки уже получили. То, что под угрозой может оказаться судьба специальности — не всегда понимают.

— Сколько в ИСИ будет тестирований?

— Очень много, порядка 11 дисциплин. Причём есть курсы, которые проходят тестирование практически по всем дисциплинам.
Именно потому, что дисциплин много, мы расписание составляли очень долго. Но мы старались составить его так, чтобы с аудиторным фондом проблем не возникало, студентам было удобно и т.д. Сейчас первый круг тестирований закончен, но поскольку есть дисциплины, где мы не достигли нужного качества, в ближайшее время начнём повторные тестирования.

— А сами студенты с вопросами обра­щаются?

— Да, и мы стараемся всё им разъяснить. Я веду переписку со студентами и по электронной почте, и «В контакте» у меня группы созданы. И когда вижу в социальных сетях группы с пометкой «СФУ», где студенты обсуждают тему тестирования, и звучит неверная информация, — я включаюсь и разъясняю.

— Какие советы вы бы дали другим институтам?

— Сложно советовать, во всех институтах разный контингент студентов. К тому же я уверена, что коллеги работают по всем направлениям и делают всё возможное для достижения успешного результата.

— А у вас беспокойство уже поутихло?

— Нет. Каждый день ответственный за организацию тестирования Татьяна Игоревна ЖИЛИНА даёт мне сводку и по результатам тестирования, и по посещаемости. Кстати, надо отдать ей должное — на неё обрушился огромный объём работы, ранее неизвестной, и она с ней справляется. Составляла расписание по тестированию, работала с руководителями отделений, с кафедрами, сейчас отслеживает и аудитории, и явку студентов, и информирует меня обо всём.

— Какая динамика?

— Другие институты нас догоняют, а это вызывает уже спортивный интерес. И надеюсь, что интерес не только у меня, но и у наших студентов.

Соб. инф.

Похожие материалы