КЭФ-2013: мнения, сюжеты, парадоксы
Завершился X Красноярский экономический форум. Мы решили задать его участникам всего один вопрос: «Какая мысль, сюжет, история, прогноз показались вам наиболее яркими, парадоксальными, впечатлили больше всего?».
![](/files/gazeta/80medium.jpg)
Василий ШАБАНОВ, академик РАН, председатель президиума Красноярского научного центра СО РАН, профессор, основатель научной школы по спектроскопии анизотропных сред в России:
— Мысль всего одна — развитие Сибири. Главное — наконец-то стали обращать внимание на благосостояние народа. Всё остальное можно построить. И в любом проекте должна быть такая основа — если уровень жизни местного населения ухудшается, значит этого не надо делать.
Другой момент — выступление на форуме соавтора нашумевшей книги «Проклятие Сибири» Клиффорда ГЭДДИ. Он сторонник того, чтобы наша страна специализировалась и дальше только на добыче и вывозе сырья. Вы, мол, вывозите, а мы будем его обрабатывать и в 10 раз больше прибыль получать… Это всё ясно, как божий день.
Самуил ЗИЛЬБЕРМАН, генеральный директор филиала ОАО «ФСК ЕЭС» — Магистральные электрические сети (МЭС) Сибири:
— На форуме много интересного можно было услышать, и в частности, про энергетику. Но я не со всем согласен. Например, прозвучала мысль, что сегодня Сибирь избыточна по электроэнергии, есть резерв. Это миф, оставшийся в прошлом, — нет у нас избытка! Когда идёт речь о надёжной электрической связи между Сибирью, Уралом и центром — безусловно должна идти ещё и речь о создании генерации. Иначе одним сетевым строительством здесь ничего не добиться. Вот, пожалуй, основное, что на меня произвело впечатление.
Николай ШИШАЦКИЙ, заведующий Красноярским отделением Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН:
— Много альтернативных взглядов было высказано на развитие Сибири. В основном её всегда рассматривали как ресурсный регион, а на форуме звучала мысль о том, что Сибирь должна всё-таки быть регионом для человека; так, по крайней мере, высказывались многие выступающие — чиновники, бизнесмены, учёные. Это правильно. Надо поднимать уровень жизни в Сибири, и соответственно, она должна быть гармонично развитым регионом — не только добывающим, но и перерабатывающим, и научным центром, и образовательным и т.д.
Тут говорили, что надо разрабатывать новую стратегию, на новых принципах. Представители экономической науки имеют уже такие рецепты. И я думаю, что научное и бизнес-сообщество и государство поймут, что надо менять механизмы ценообразования, налоговой политики, финансирования. Это не надо делать для Сибири — это надо сделать в России.
![](/files/gazeta/219medium.jpg)
Александр ГАЛУШКО, член Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России при Президенте РФ:
— Мне кажется, не парадоксальная, не очень яркая, но самая правильная мысль состоит в том, что российская экономика отстаёт в производительности труда от развитых экономик мира. И есть понятный прагматичный путь экономического развития — повышение этой производительности, создание качественных рабочих мест. Улучшить положение работающих граждан России можно, дав им и новые технологии. Это центральная мысль, вокруг которой должна строиться рациональная, разумная экономическая политика.
Раиса КАРМАЗИНА, депутат Государственной думы РФ:
— Недели за две до Красноярского экономического форума я побывала в Енисейском, Казачинском и других северных районах края. Встречалась там с избирателями. Людей беспокоит будущее Ангаро-Енисейской группы. Они спрашивали: будет ли северный мост через Енисей? Теперь, когда я побывала на площадке, посвященной Ангаро-Енисейскому кластеру, могу сказать, что это не мечта, а реальность. На форуме выступили инвесторы, и они заявили, что будут организовывать производство. Для меня это очень важно было услышать, потому что северный мост не только обеспечит инвесторам доступ к ряду месторождений, но и даст 6,5 тысячи рабочих мест. Это очень важный проект на основе частно-государственного партнёрства.
Евгений АНДРАЧНИКОВ, руководитель проекта авиатакси Dexter:
— На площадке «Авиация России: перспективы и вызовы», где речь шла о создании низкобюджетного перевозчика в России, говорили о каких-то второстепенных причинах, которые якобы не дают этой идее материализоваться. На самом деле причина только одна — рынок не готов к этому. В России нет достаточного количества маршрутов, где 20-30 самолётов могли бы оборачиваться в течение дня три раза.
Андрей ПЕРВУХИН, генеральный директор Красноярского регионального агентства по поддержке малого и среднего бизнеса:
— На площадке, которая была посвящена развитию малой авиации, в том числе и у нас в крае, меня шокировала информация о том, что авиация России в пять раз опаснее, чем авиация других стран. Если чиновник из Минтранса РФ заявил об этом на форуме, наверное, есть такая статистика.
Сергей ДАНЧЕНКО, компания ООО «СиблесПроект»:
— Я воодушевлен тем, что правительство России обратило внимание на новые стройплощадки промышленных объектов. Я представляю компанию, которая сегодня внедряет инновационный инвестиционный проект на севере края. Наш проект профинансирован, чувствуется внимание со стороны правительства и намерение дальше оказывать помощь развитию промышленности в крае.
Сергей ВЕТОХИН, член комитета по техническому регулированию Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»:
— Самое главное и тревожное, на мой взгляд, прозвучало на пленарном заседании (наконец-то мы стали рассматривать вопросы качества жизни!) — у нас, к сожалению, появилось такое понятие, как вторая волна эмиграции. Это волна 2000-х годов (первая была в начале 90-х), когда самые умные и самые образованные люди начинают уезжать не потому, что здесь плохо и некомфортно живётся им самим даже, а потому, что плохо будет жить их детям и внукам.
Вера КИРИЧЕНКО
Фото с сайта krasnoforum.ru