Научить не бояться

(8 марта посвящается...)

Анна КОРНЕЕВА, преподаватель кафедры информационных систем, закончила ИКИТ и настолько полюбила родной институт, что осталась в нём работать. Первые занятия со студентами прошли ещё на первом курсе аспирантуры, когда она подменяла заболевшего преподавателя. А потом настало время педагогической практики, и работа преподавателя стала официальной. Той, которая вдохновляет каждый день.

«Очень хорошо помню первое занятие, — вспоминает Анна. — Это были нелепые страхи, что студенты не воспримут меня всерьёз, что не смогу заинтересовать. Во время практики нужно сделать так, чтобы тебя слушали, слышали и выполняли задания. Но всегда найдутся те, кто сидит и ничего не делает, другим скорее бы сдать и забыть, и лишь немногим на самом деле важно и интересно учиться».

Оказавшись «по другую сторону баррикады», Анна часто вспоминала себя в студенчестве. Поступила в ИКИТ случайно: приехали с мамой узнать информацию о Политехническом институте, а подали документы туда, где лучше всего сработали ребята в приёмной комиссии. Жалеть о выборе не приходилось никогда. Группа оказалась очень дружной: были выезды, походы, праздники, вместе ходили на лекции и… прогуливали их, вместе сдавали экзамены, переживали. Человеческие отношения всегда стояли на первом месте — одногруппники встречаются до сих пор, иногда и по 20 человек.

Сейчас у молодой преподавательницы в активе несколько курсов: «Теория принятия решений», «Информационные технологии», «Надёжность информационных систем» и «Методология научных исследований». На занятиях не только изучают теорию, но и общаются на темы, которые волнуют студентов: чем они хотели бы заниматься в дальнейшем, как у них идут дела по другим предметам, обсуждают комплектацию курса, подбирают максимально интересные аспекты. Вместе готовятся к защите дипломного проекта: Анна знакомит с искусством презентации, алгоритмами преодоления страха публичных выступлений, с методикой правильного написания работы.

«Я сама прошла через это, — рассказывает Анна. — Преподавание помогает преодолевать страхи публичных выступлений, страхи общения с окружающими в принципе. Постепенно всё больше нравится то, что я делаю. К тому же на кафедре очень хорошая атмосфера. Коллеги помогают, подсказывают, открывают разные подходы к каждому курсу».

Анна считает, что преподаватель должен быть строгим, но у неё это пока не получается — природная доброта берёт верх. Считает, что это расслабляет студентов, у них снижается уровень ответственности, когда они рассчитывают, что с педагогом можно договориться.

«У меня была тупиковая ситуация, которую долго не могла разрешить, — вспоминает преподаватель. — Относительно небольшая разница в возрасте со студентами, один-два года, с некоторыми и вовсе ровесники. Были те, с кем мы общались, ещё когда я сама была студенткой, и для меня было тяжело выступать для них в роли теперь уже преподавателя. Заходишь в аудиторию в первый раз, а там ребята, с которыми ты давно знакома, но говоришь: «Здравствуйте, я в этом семестре буду вести у вас занятия в рамках данной дисциплины», очень неловко. Но со временем это удалось преодолеть. Только через время и опыт!».

Помимо работы, Анна много путешествует по России, принимая участие в научных конференциях: Воронеж, Новосибирск, Новокузнецк, Томск, Москва, Санкт-Петербург.

Всегда радуется тому, как принимают в вузах страны гостей из Сибирского федерального — ценят и внимательно изучают наши работы. Да и по техническому оснащению СФУ превосходит многих. Интересно общаться с людьми, узнавать их исследования и уклад жизни. Но приятно и возвращаться домой.

В будущем Анна планирует совмещать преподавание с производственной работой. «Я хочу разрабатывать новые технологии, — говорит она.
— Считаю, что преподаватель должен иметь собственную практику, чтобы заинтересовывать студентов. Например, во время занятий мы разбираем конкретные ситуации на металлургическом заводе.

Я могу знать теорию, процесс, но не будучи включённой — не могу давать полную картину того, как работает это предприятие. Когда приводишь абстрактные формулы, студенты не понимают, для чего они нужны, не видят применения на практике. А примеры и опыт работы изнутри всегда привлекают внимание — есть понимание, что это реальность».

Блиц
Любит печь шарлотку, пироги, готовить плов и борщ.
Любимый фильм: «Запах женщины».
Книга: Анатолий Иванов «Вечный зов».
Девиз: «Никогда не отчаиваться!» (дальше будет лучше, и в это нужно верить).
Любимое место прогулок в городе: Столбы.

Разговаривала Анастасия АНДРОНОВА

Похожие материалы