Когда студенты живут в студии

Уже десять лет в Институте филологии и языковой коммуникации СФУ работает учебно-производственная лаборатория ТВ СФУ, где студенты осваивают азы телевидения. Студенты-журналисты делают новости, развлекательные программы, документальные фильмы, образовательные и исследовательские медиапроекты.

Профессиональный творческий коллектив — это журналисты разных телеканалов города Красноярска. Возглавляет его режиссёр, дизайнер, телеоператор с 23-летним стажем Евгений НИКОЛАЕВ. На базе ТВ СФУ для магистрантов есть творческая мастерская, которую ведёт известный в крае тележурналист и организатор нескольких телевизионных каналов Ирина ДОЛГУШИНА. А преподаватель кафедры журналистики, красноярский кинодокументалист, журналист, режиссёр, главный редактор ТВ СФУ Валентина ВАРАКСИНА ещё и возглавляет краевое отделение Гильдии межэтнической журналистики. В честь юбилея студии ИФиЯК мы решили узнать у Валентины Вараксиной, как зарождалось и развивалось университетское телевидение.

— Вы помните первую программу ТВ СФУ?

— Это была программа «Среда власти», и записывали мы её осенью 2008 года. Я пришла тогда в СФУ из декретного отпуска и после небольшого перерыва в работе (полтора года) чувствовала себя не слишком уверенно. Возглавлял ТВ СФУ тогда Дмитрий ХАНАНОВ — бывший главный режиссёр телеканала «Енисей-Регион». Телепроект у нас был совместный, я тоже продолжала работать на «Регионе», была главным редактором и вела цикл программ «Край без окраин».

Для телемоста провели оптоволокно, чтобы была связь с телекомпанией. На площадке СФУ собиралась самая продвинутая молодёжь университета. В студию «Енисей-Региона» приглашали представителей власти. Первым героем нашего телемоста стал председатель Законодательного Собрания Красноярского края А.В. УСС. Говорили о борьбе с коррупцией. Потом приходила к нам ещё Ольга КАРЛОВА — заместитель губернатора края по социальной политике. Третьим должен был стать губернатор Александр ХЛОПОНИН, но третью программу мы так и не записали.

— Что за студенты пришли первыми на ТВ СФУ?

— Тогда всё только начиналось, и хотя мы сразу стали площадкой Института филологии и языковой коммуникации, к нам приходили ребята из разных институтов, но больше всего, конечно, было журналистов. По понедельникам на большой перемене на ТВ СФУ прибегала куча студентов, и начиналась планёрка: придумывали, кто что будет делать. Никто ничего не умел. Я тогда только начала проводить практические курсы.

Нас бросили в воду, и мы поплыли. Стали делать «Новости СФУ» и альтернативную официальным новостям программу. Конкурировали внутри кафедры. Елена КЕМЛЕР и Наталья ЖЕЛЕЗКО делали с ребятами более свободную и не так регулярно выходящую программу, а мне приходилось заниматься официальными новостями. Выбрали тогда главного редактора ТВ СФУ из студентов — Александру ОВДИНУ. Потом она закончила аспирантуру в МГУ, работала в телепроекте Государственной Думы.

У нас сразу появилась рубрика на краевом телеканале — я придумала ей название «Сделано в СФУ». Там рассказывалось о событиях и достижениях университета, и делали её студенты.

На все съёмки я ездила с ними, потому что выходить-то приходилось на краевом телеканале, а не на учебном ТВ, поэтому снимали вместе, а ночами я вычитывала закадровый текст. Собственно, это продолжается и сейчас.

— А что за проект был «Олимп СФУ»?

— Мы взялись за глобальный проект, для реализации которого специалистов не хватало, и студенты просто вынуждены были осваивать телевизионные профессии. Это была видеобитва всех институтов университета — «Олимп СФУ». Когда мы в очередной раз выиграли с этим проектом медиаконкурс, Василий НЕЛЮБИН — тогда председатель краевого Союза журналистов сказал, что студенческое телевидение свело физиков и лириков и заставило профессоров и студентов (а у команд был именно такой состав) отвечать на вопросы викторины, показывать командную проектную работу и объяснять детям сложные научные термины.

Кадр из самой первой программы «Олимп». В жюри — директора институтов!

Кадр из самой первой программы «Олимп». В жюри — директора институтов!

На самом деле мы не сводили физиков и лириков, просто имевшиеся на тот момент 14 институтов встретились друг с другом в интеллектуальной битве. Мы получили на это университетский грант, правда, деньги нам дали уже после того, как была написана песня для проекта, сделана упаковка, сняты и смонтированы все семь программ. Руководитель ТВ СФУ Дмитрий Хананов проявлял организаторские таланты, уговаривая профессионалов делать всё бесплатно.

Разрабатывали проект мы с известным красноярским режиссёром Романом КАЗАНЦЕВЫМ. А студенческими лидерами были Люба ФРЕЙМАН и Антон НАРЧУГАНОВ. Маша САРЛИНА и Катя ДАШКЕВИЧ были основными режиссёрами. Но весь поток студентов-журналистов пахал на эту программу. В каждом выпуске были сюжеты о научных достижениях институтов, вопросы от детей, визитки команд и экспертов. Работы было немерено! Университет гудел. Команды бились за право попасть на «Олимп СФУ».

Программы мы записывали не в студии, а в холле, потому что студия маловата оказалась. И однажды, в субботу, была у нас запись, кажется, писали ИППС и ИФиЯК, а в столовой случился банкет, и я бегала вниз в столовую и уговаривала отмечающих праздник не петь, пока не запишем программу. И смех, и грех.

Зато после «Олимпа СФУ» и этого первого жаркого года работы почти все наши студенты нашли работу на телеканалах, причём не корреспондентами, а операторами и режиссёрами. Маша Сарлина и Катя Дашкевич, например, поработали на «Афонтово». А до этого девчонки жили в студии ТВ СФУ, монтировали выпуски «Олимп СФУ» и следующую нашу студийную программу под названием «Кресло».

Среди выпускников ТВ СФУ первого года Дмитрий БЛИННИКОВ — ведущий «Олимпа». Он стал журналистом телеканала «РБК-ТВ». Кристина ЛИНДТ — редактор общественно-политического ток-шоу «Время покажет».

— Какие проекты ещё особенно запомнились?

ЦИФРЫ

>> 3000 видеоматериалов на сайте СФУ и ИФиЯК, канале Ютуб и ВК.

>> 53 диплома за победы на международных, всероссийских и региональных медиаконкурсах: взрослых и студенческих.

>> Больше 100 телепроектов.

>> Более 700 студентов прошло школу ТВ СФУ.

— Документальный фильм «В поисках истины» о Ломоносове. Мы делали его полгода. Побывали в Москве, Питере, Архангельске, Холмогорах, в селе Ломоносово, на Соловках, в двух немецких городах Марбурге и Фрайберге. Ведущими фильма были студентка Анастасия КОЛМАКОВА и преподаватель отделения иностранных языков Станислав БЕЛЕЦКИЙ. Стас взял на себя заботу о заграничной части нашей работы, вывел нас на филолога Барбару КАРХОФФ, которая несколько лет убеждала власти земли Гессен увековечить имя Ломоносова и прикрепить памятную табличку на Марбургском университете, где он учился. Фильм вышел в эфир на федеральном телеканале в программе «Вся Россия» и был показан в красноярском Доме кино.

— Где проходила первая выездная съёмка со студентами?

— Наша первая командировка случилась на Балахтинский телеканал. Смысл этого проекта был в том, что мы вывозили команду студентов на телеканал в какой-нибудь район, и ребята делали там свой выпуск новостей. Представляете, какая практика?

Команду ТВ СФУ в Балахту доставила районная администрация и выделила нам деньги на питание. А всё почему? Потому что мы снимали про район фильм и размещали его аж на федеральном телеканале.

В студенческие годы Яна СКУБКО освоила операторское мастерство. На фото — в Балахте

В студенческие годы Яна СКУБКО освоила операторское мастерство. На фото — в Балахте

Я тогда сотрудничала с программой «Вся Россия» на «Первом канале», и они охотно брали в эфир наши фильмы.

Поселились мы у моей дипломницы Марины МУХИНОЙ, которая на тот момент была телеведущей канала, его оператором и корреспондентом (как часто и бывает в маленьких сельских телестудиях). К тому же Марина — совершенно удивительный продюсер. Она находила таких героев, что, казалось, в Балахтинском районе собрались все чудаки (в смысле чудесные люди) России: «мент» из Чистого поля, который свёл на нет преступность в своём селе тем, что снимал на видеокамеру нарушителей порядка; деревенский парень с уникальным голосом, про которого Дмитрий ХВОРОСТОВСКИЙ сказал, что слышит самого себя в записи; гениальные близнецы шашисты с отцом-одиночкой.

Наш выпускник Рома ПАСТУШОК до сих пор в шоке от той поездки. Мало того что он тогда стал победителем регионального конкурса с фильмом «Конские страсти», так ещё и научился печь топить углём и дровами. А ещё мы всей командой снег по утрам чистили.

— Что позволяет первокурсникам почувствовать себя частью команды?

— То, что они, пройдя первый теоретический год обучения на ТВ СФУ, обязательно посвящаются в телевизионщики. А наиболее одарённые начинают делать авторские проекты и репортажи уже на 1 курсе, как это случилось, например, с Ильей КЕРБСОМ, о котором директор ИФиЯК Людмила Викторовна КУЛИКОВА сказала на выпускном: эти четыре года прошли в институте под именем Кербса. Он получил неимоверное количество наград и был при этом отличником. Как он всё успевал? Не понимаю. Но тоже жил на ТВ СФУ.

А ещё есть «Посвящение в телевизионщики» — это квесты от старшекурсников в соседней с университетом берёзовой роще и шашлыки от руководителя ТВ СФУ Евгения Николаева. Обычно в этот день в лесу собирается вся кафедра журналистики: старшие желают младшим творческих успехов. Мне обычно добрые старшекурсники дают роль королевы червей из «Алисы в Стране чудес», и я противным голосом кричу: «Голову с плеч!» — если первокурсники не могут сказать, что такое «шапка», «муха» и «могила». Если интересно: это с телевизионного сленга означает начальный кадр телепрограммы, микрофон и конечные титры.

— Какие программы делают студенты?

— Каждый поток приходит со своими проектами, такова наша политика. Первый год — теория, второй год — свобода: можно снимать себя любимых, делать театрализованные вещи, использовать квадрокоптеры и селфи-палки. Третий год — строгая программная часть: репортажи и классические новости, при этом авторские проекты не возбраняются, но в свободное время. Четвёртый курс — заслуженный отдых: можно делать опять то, что хочется. Одно время студенты увлекались проектами типа «Испробовано на себе»: прыгали с мостов, участвовали в файер-шоу и т.д. Был авторский проект «Дело в шляпе». «ВЕСТИбюль» делали стройотрядовцы. Не меньше года мы посвятили проекту «Ангарский словарь». Студенты ездили в командировки в деревни на Ангаре и собирали видеоматериалы о культуре и говоре кежмарей.

Ещё с лёгкой руки Ольги Анатольевны ЗОРИНОЙ, преподавателя нашей кафедры, у нас появилась программа «Свободный микрофон на Свободном». Это просто наша палочка-выручалочка. Кого только уже не было на нашей дискуссионной площадке: визит-профессора, московские и местные журналисты, представители самых разных профессий. Студенты делают для этой программы сюжеты и визитки, договариваются с экспертами, пишут сценарий, а те, кто остался без дела, задают гостю вопросы. Великолепный проект для
обучения всем профессиональным навыкам журналиста.

Выходят у нас и новости, и тележурналы. Нынешний 4 курс оставил в наследство программу «Белка в кубе». У нас уже серьёзный банк документальных фильмов, почти все стали призёрами разных телевизионных конкурсов. Среди них «Россияне», «Две цивилизации».

— Вы руководитель Красноярского отделения Гильдии межэтнической журналистики, это как-то отражается на работе ТВ СФУ?

— Уже четвёртый год мы участвуем во всероссийском проекте «Школа межэтнической журналистики». Он существует на президентский грант, и после трёхмесячного обучения лучшие студенты имеют возможность поехать в командировку по регионам России или попасть на «Территорию смыслов» — всероссийский молодёжный образовательный форум. Половина наших документальных фильмов как раз с таких поездок. Команда ТВ СФУ побывала в Дагестане, в Марий Эл, в Астраханской области, а нынче мы едем в Москву и Владимир.

Кроме того, Гильдия межэтнической журналистики даёт возможность ребятам участвовать и в других интересных медиапроектах. Так, наш корреспондент Екатерина НЯТИНА со 2 курса ИФиЯК в команде блогеров от Росмолодёжи собирается в поездку по городам, которые принимают чемпионат мира по футболу. А Кирилла САТАРОВА и Елену ШВЕЦОВУ я хочу отправить в Туву. Вот такие интересные случаются места для практики у наших корреспондентов.

— Как вы считаете, насколько значимо ТВ СФУ для студентов?

— Думаю, важнее всех побед и большого количества проектов — то, что на студенческом телевидении ребята работают операторами, режиссёрами, продюсерами, а это значит, им приходится осваивать технологии, учиться договариваться с героями. Современным молодым людям привычнее общаться в соцсетях. А мы их учим говорить с живыми людьми и делать про них истории. Из-за этого часто конфликтуем.

Главная претензия ко мне от студентов — что я учу их делать традиционные репортажи, а они хотят новых форм самовыражения. Я требую писать разговорным языком без штампов и морализирования, а они хотят развлекательных лёгких форматов, видимо, следуя шутке «Хорошо быть журналистом, ещё бы не писать...». Но при всём своём демократизме я ещё тот деспот и считаю, что если ты не умеешь находить факты и фишки, анализировать, нести ответственность за сказанное, много разговаривать с людьми, а просто берёшь готовые тексты в Интернете, ты журналистом не станешь.

— Итак, ТВ СФУ — это …?

— Говоря хорошим советским штампом — это кузница кадров для журналистики. Так что куём, растим и сеем. Сейчас востребованы универсалы. А у нас студенты, попадая в процесс производства, учатся и снимать, и монтировать, и режиссировать, и продюсировать, и писать, и вести программы, а ещё нести ответственность за выполненную часть работы и понимать, что в коллективном творчестве дисциплина бывает порой важнее креативности.

Но если честно, мы в постоянном поиске и желании, чтобы телеканал был студенческим и чтобы ребятам там было интересно. Нас можно смотреть ВК, на YouTube, на сайте ИФиЯК и cайте СФУ, а пару дней назад ребята решили вывести ТВ СФУ в Инстаграм.

Анастасия ВИНОКУРОВА