Культура будущего в симбиозе

Кто такой современный художник и какая связь между искусством и политикой, экономикой и современными технологиями? О культуре на стыке разных сфер жизни говорили со студентами СФУ кураторы, учёные и практики из разных областей в рамках международного симпозиума «За и против медиакультуры».

Хотя тема встречи звучала как «Наследие и современность», всё же очень многие докладчики задумывались и о будущем. Наверное, потому, что студентов этот вопрос интересовал больше всего. Один из первых выступающих, Дмитрий ГАЛКИН, профессор из Томского государственного университета, говорил о будущем робототехники и идеальном объекте искусственной жизни, которая с неизбежностью будет создана. Он привёл много интересных примеров из нашей жизни. Например, пылесос — тот же робот, раз работает за нас. Но его ещё можно усовершенствовать.

На следующий день доклады словно перетекали один в другой, дополняя друг друга. Ольга ЛУКЬЯНОВА, координатор проектов «МедиаАртЛаб», рассматривала вместе со студентами живопись как игровую реальность. Современные художники играют с восприятием, памятью, воображением. Они переносят смыслы и детали из одной работы в другую, заставляя зрителя погружаться в ассоциации и переживать произведение искусства как личное событие.

Схожие мысли высказал голландский куратор, директор Inpakt Festival Арон ДУННЕВИНД. Его выступление строилось на конкретных примерах того, как медиаискусство выходит «за рамки» и становится всеохватывающим. Так, в Амстердаме придумали совместить видеоарт с архитектурой. Зрители покупали билет на лодку, их катали по рекам и каналам, а на дома на берегу проецировался видеоряд. Конечно, кроме конкретных примеров в его докладе были и интереснейшие познавательные отступления по истории искусства.

Подробный экскурс в визуальное искусство провела Ольга ШИШКО, директор центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб», директор симпозиума «Pro&Conta медиакультуры». Она выстроила рассказ о кинематографе так, что всем стало ясно — кино больше никогда не будет прежним. Студенты узнали, что такое тактильный кинематограф и как он развивался. Вообще в тактильное пространство человека сейчас уходит всё искусство.

Другая тенденция, продолжающаяся на протяжении уже 50 лет, — интерактивность культуры. Ещё в 1968 году был придуман фильм с 14-ю развитиями сюжета. Зрителям давали в руки пульты, и они голосовали, какой вариант развития картины будет происходить. Финал тоже выбирали коллективно. Людям так сейчас интереснее и понятнее.

В итоге всех выступлений у присутствующих сложилось чёткое представление, что наша жизнь меняется, и меняются подходы к искусству. Их симбиоз даёт новые формы и явления. А это — хорошо. К тому же, медиа и технологии вездесущи, они конструируют реальность, изменяют пространство политики, социальной жизни. Это приводит к появлению нового человека, живущего в глобальном пространстве, которому — и целого мира мало. И который, как и современное искусство, не может сидеть в четырёх стенах, а выходит и взаимодействует со всеми.

Анастасия АНДРОНОВА

Похожие материалы