Таёжный закон внутри нас
В музейном центре «Площадь Мира» открылась новая выставка сибирского иронического концептуального искусства.

Термин «сибирский иронический концептуализм» появился ещё в 2014 году с подачи членов арт-группы «Синие носы». По их словам, это антипод серьёзного московского концептуализма. С тех пор количество художников, работающих в рамках этого направления, значительно увеличилось. На выставке можно увидеть не только работы «Синих носов», Дамира Муратова и Василия Слонова, стоявших у истоков сибирского концептуализма, но и произведения более молодых художников — Натальи Юдиной, Маяны Насыбууловой, Александра Закирова.

Работа Маяны Насыбууловой «Будда»

Работа Маяны Насыбууловой «Будда»

Что же такое сибирское ироническое искусство?

В первую очередь — это радость. Радость от интересной задумки автора, от разгадывания двойного дна в произведении, от понятой отсылки к литературе, философии или истории — проще говоря, к любой на первый взгляд сложной теме. Хотя сибирские художники часто заигрывают со зрителем, выдавая простое и знакомое за нечто более замысловатое, позволяя зрителю почувствовать себя комфортно наедине с искусством.

Хороший пример — серия коллажей Сергея Беспамятных «Они сражались за Родину», главными героями которой стали знаменитые революционеры и политические деятели: команданте Че Гевара, президент Хусейн, товарищ Хо Ши Мин. Портреты лидеров сопровождают маленькие фотографии, по которым можно проследить «житие» героев. С другой стороны, это напоминает выборку картинок, выданных поисковой системой, и становится понятно, что Хо Ши Мин, например, до сих пор остаётся в умах людей борцом за независимость, а Че Гевара — лицом, печатающимся на каждой второй футболке.

Во-вторых, сибирский иронический концептуализм, как следует из названия, — это ирония и самоирония. Многим свойственно шутить над климатическими, социальными и политическими особенностями своего региона, и сибирские художники не исключение. Ирония для них стала одним из способов взглянуть позитивно на такие злободневные темы, как проблемы с экологией или управление округом.

В инфографике Александра Закирова «Проект неба для одинокого красноярца» наглядно показано, как выглядит типичное утреннее красноярское небо, как выглядит вечернее и чем оно отличается от ночного. Все рисунки удивительно схожи между собой, что даёт простор для размышлений: действительно ли художник говорит о режиме чёрного неба или всё дело в том, что для одинокого человека небо всегда пасмурное? Впрочем, с современным искусством почти всегда так: перефразируя знаменитое выражение Оскара Уайльда, смысл — в глазах смотрящего, и количество разночтений бесконечно.

И, наконец, третья характеристика ироничных концептуалистов — поиск самоидентичности, попытка открыть «сибирский ген», игра со стереотипами о сибиряках. Что обычно приходит людям в голову, когда им говорят о Сибири? Холод, снег, бесконечные леса, бородатые суровые мужики, ссылка. Всё это прекрасно умещается в афоризм Дамира Муратова: «Звёздное небо над нами, таёжный закон внутри нас».

В похожей тональности звучат работы омского художника Дмитрия Вирже. В своих произведениях он освещает ту сторону Сибири, о которой многие забывают, — сибирский буддизм. А между тем именно в Сибири появились первые российские дацаны (буддийские храмы), проникшие сюда из Монголии и Тибета. А буддийские догмы отлично передают мировосприятие сибиряков: принятие собственных страданий, сочувствие ближнему и собранность перед лицом жизненных трудностей.

Работа Василия Слонова

Работа Василия Слонова

По сути выставка освещает все грани жизни Сибири и погружает зрителя в коллективное бессознательное сибиряков. И хотя у посетителей впечатления от выставки — как от ленты ВКонтакте со смешными мемами, Василий Слонов рекомендует отнестись к увиденному со всей серьёзностью. Ведь на выставке, по словам художника, представлены те сокровища, которыми будут любоваться наши внуки.

Выставка продлится до 15 марта
Снежана СИРЕНКО