«Без человека нейросеть не сможет существовать»

Кто-то пугает искусственным интеллектом, кто-то ждёт от него невероятного прорыва в технологиях и в самой природе человека. А в СФУ есть лаборатория искусственного интеллекта, и мы говорим с её руководителем Олеславом АНТАМОШКИНЫМ в надежде получить ответы на волнующие нас вопросы.

— Олеслав Александрович, какими судьбами в СФУ появился искусственный интеллект?

— Нейронные сети изучались ещё в Красноярском госуниверситете. Основателем этого направления можно назвать Александра Николаевича ГОРБАНЯ, доктора физико-математических наук. Долгое время он работал в Институте вычислительного моделирования СО РАН, а в КГУ читал лекции. Александр Николаевич в 1990-х годах первый в Красноярске начал говорить об искусственных нейронных сетях и искать подходы к их созданию, активно изучал их для решения различных задач. Именно с этого начинала и наша лаборатория. Мы работаем третий год и сейчас сместили акцент в сторону прикладных разработок.

— Чем занимается лаборатория?

— Большую часть портфеля проектов лаборатории занимает медицинское направление. Мы сотрудничаем с медицинскими работниками, применяем нейросети для повышения точности постановки диагноза, создаём рекомендательные системы по моделированию новых лекарственных средств. Недавно научили методы искусственного интеллекта диагностировать по снимку КТ хроническую обструктивную болезнь лёгких, что является достижением для нас.

Александр Николаевич Горбань в своё время работал над предсказанием исходов течения инфаркта миокарда. В 2023 году мы повторили его опыт, но с использованием современных методов ИИ, и получили более точные результаты. Мы обучили нейронную сеть на данных с карточек пациентов с различным анамнезом; имитационная модель смогла предсказывать вероятность различных исходов течения заболевания при применении различных схем лечения.

В 2023 году под моим научным руководством была защищена диссертация, посвящённая обнуляющим нейронным сетям. Они успешно применяются в управлении роботами и, вероятно, в ближайшем будущем будут активно использоваться на предприятиях.

— Как искусственный интеллект может помочь студентам в учёбе?

— Одна из сильнейших моделей в наше время — это Chat GPT. В неё вложены миллиарды часов работы датесайнтистов и огромные деньги на вычислительные мощности, поэтому вряд ли сейчас можно найти нейронную сеть мощнее. С ней нужно уметь работать: грамотно формулировать запросы, фильтровать информацию. Просто создавать красивые картинки с помощью нейросети, конечно, весело, но достаточно бессмысленно: их не применить в учёбе.

Я бы посоветовал студентам присмотреться к обновлённому Яндекс Браузеру. Искусственный интеллект, совмещённый с браузером, создаст для вас краткое содержание книги или научной статьи, переведёт видео и тексты на любой язык. Нейросеть YandexGPT подойдёт как раз для журналистов, филологов, потому что составляет интересные тексты, помогает придумывать заголовки и имеет огромный функциональный арсенал.

— Как вы относитесь к истории, когда выпускнику аннулировали диплом, написанный нейросетью, а потом засчитали?

— Могу сказать, что парень — молодец. Нейросеть не может написать самостоятельно дипломную работу, она в принципе не работает без запросов и человеческого управления. Так что выпускник всё-таки приложил усилия, формулировал запросы, фильтровал результаты. Он научился работать с нейросетью и использовал её в полезных целях, когда половина России ещё не знала, что это такое.

Была недавно другая ситуация, когда молодой человек настроил нейросеть, и она общалась с девушками на сайтах знакомств. Это наглядный пример, как человек с помощью hard skill помогает реализовываться своим soft skillам. Он отличный технический специалист, эксперт в своей сфере, но у него не получается полноценно вести диалог с прекрасной половиной человечества. И тогда на помощь приходит нейронная сеть.

— Какой совет вы можете дать пользователям нейросетей?

— Я бы советовал пользоваться проверенными сетями. Это модели Сбербанка, Яндекса, Open AI. Нейросеть получает знания с помощью выборки громадного объёма данных. Чем качественнее и ответственнее люди подготовили эту выборку, тем безопаснее и правильнее ответ.

У малоизвестных приложений нет финансовых средств вложиться в подготовку данных. Зачастую их цель — захватить побольше текстов, картинок и другой информации, не обращая внимания на их содержание. Ответы от таких нейросетей могут рождать экстремистские темы, порождать расизм и прочий не соответствующий человеческой морали контент. Лучше обходить их стороной.

Самое главное, что нужно запомнить читателям: нейросеть не создала ничего нового. Она просто проанализировала готовые тексты, картинки, данные и усреднила их. Без человека она просто не сможет существовать.

Екатерина ГУБСКАЯ

Похожие материалы