Обложка

И снова «гав»

Как-то я была в Праге и гуляла по осеннему парку. С удивлением обнаружила, что на всех дорожках буквально через 100-200 метров стоят автоматы с бесплатными пакетами для хозяев с животными. Рядом урны, в которые выбрасывались применённые по назначению мешочки. А ещё там можно было выбрать маршрут по дорожкам, где собак не встретишь. «Как здорово» ­— подумала я и пошла рассматривать пражских четвероногих... Выгул собак — это не частная проблема, а вопрос комфортной среды обитания человека в городе.

Год назад в УЖ была опубликована статья, рассказывающая об исследовании «Разработка научных основ и обоснование потребности в наполнении структуры города территориями и местами выгула домашних животных как элементами городской среды…», проведённом в Институте торговли и сферы услуг СФУ. Теперь в издательстве СФУ готовится к выходу монография «Городские пространства для выгула собак в социокультурном контексте мегаполисов: системный подход». Авторы: Г.Р. Рыбакова, И.В. Дойко, Г.С. Гуленкова.

Мы беседуем с Галиной РЫБАКОВОЙ, кандидатом биологических наук, доцентом кафедры товароведения и экспертизы товаров ИТиСУ.

— Галина Раисовна, после проведённого исследования что-то новое появилось в законодательстве по этой теме?

— Основные изменения прошли незадолго до начала нашего исследования, что само по себе уже сформировало часть условий для решения вопроса. В 2021 году максимально трансформировали Санитарные правила и нормы. Основное требование по удалённости мест выгула от домов на сегодняшний день определяется количеством производимого шума на площадках. И здесь возникает необходимость терминологически точно разделить места для выгула и места для дрессировки собак — их уровни шума совершенно разные.

— Вообще эта тема в компетенции государства или местных властей?

— Государство определило только общие рекомендации, все вопросы выгула возложены на город. Существующий документ в Красноярске составлен по рекомендациям, но без творческого переосмысления, без точного понимания вопроса. Территории для повседневного выгула и огороженные площадки для восполнения двигательного дефицита и дрессуры — не одно и то же по организации, по оснащению, по площади, по наличию шума.

Сейчас в городе запланировано и частично реализовано около тридцати проектов. Это достаточно затратные и масштабные площадки, процесс их ввода в действие хорошо освещён в СМИ. Но если мы обратимся к понятию «места сложившегося выгула» (оно есть в хорошо проработанном документе города Москвы), то увидим, что нашему городу не хватает именно этого акцента.

В своей работе мы приводим анализ территорий, он показывает, что для повседневного выгула жители часто используют участки, не закреплённые в кадастре ни за каким из субъектов, либо закреплённые, но заброшенные. Там бы просто убрать заросли, вывезти мусор, подстричь деревья и кустарники, обеспечить скос травы раз в две недели, как установлено в муниципальных документах. Затраты на это можно компенсировать правильной организацией работы с населением — используя их готовность внести посильный вклад в организацию пространства, проводя мотивирующие мероприятия, формируя культуру доброжелательных отношений между владельцами собак и горожанами, привлекая СМИ.

Таким образом, решением проблем могут стать инвентаризация неухоженных территорий, поддержание их в порядке (в том числе через воздействие на нерадивых собственников), привлечение к благоустройству жильцов ближайших домов, как это делается для формирования красивых газонов и благоустройства придомовой территории.

Это требует пересмотра соответствующих городских норм, которые должны быть составлены не формально, а с желанием учесть интересы горожан. Чтобы наполнить пустой документ неравнодушным содержанием, нужны в том числе консультации с кинологами, ветеринарами, урбанистами. Ориентация только на специализированные оснащённые площадки решает проблему медленно, а места сложившегося выгула надо расчищать уже сегодня.

Российские мегаполисы по формированию комфортной среды во многом опережают мегаполисы других стран, но не в отношении домашних животных.

— Можно ли перенести в наши условия зарубежный опыт?

— В мире есть города, которые в списке своих достижений и конкурентных преимуществ называют отсутствие проблемы выгула и доброжелательное отношение к домашним питомцам. Как показывают последние годы, положительная динамика, несомненно, есть и у нас. В столице давно нашли способ решить проблему даже в условиях плотной исторической застройки, закрепив в нормативных актах легитимность мест «сложившегося выгула».

У Красноярска потенциал в этом не меньше. Если лучшие практики придут в Красноярск, город от этого только выиграет. Желающих помочь в этом достаточно. Нам писали специалисты-кинологи, у которых есть готовые проекты, но они не могут достучаться до муниципальных властей, потому что это не совпадает с той картиной, которую нарисовали себе в кабинетах. Пора объединять идеи, находить общие решения. В монографии обобщён международный опыт в этом вопросе.

— Кто основные конфликтующие стороны?

— Речь идёт не столько о конфликте, сколько о необходимости формирования условий, удобных для всех участников социальных взаимодействий. Мы провели опрос среди большого количества жителей, не являющихся владельцами собак; их ответы в большинстве случаев не несли агрессии или жёсткой категоричности в отношении домашних животных. Горожане считают правильным «развести потоки», чтобы были и места, где не встретишь собак. Это актуально как для родителей, которые беспокоятся о безопасности детей, так и для тех, кого волнует здоровье самих питомцев. Ведь места выгула — это не просто участок для физиологических отправлений собаки. Это и место реализации естественной потребности в движении, в социализации по отношению и к людям, и к собакам.

— Была какая-то реакция на проведённое вами исследование — коллег, общественности?

— Наиболее ценным стало отношение горожан, откликнувшихся на приглашение заполнить анкету о площадках для выгула.

В одной из социальных сетей мы оставили свои координаты для писем с предложениями, и жители Красноярска стали активно присылать не просто свои пожелания, они прилагали фотографии местности, скриншоты карты города с нанесёнными на них локациями. На основе этих предложений нами была составлена интерактивная карта города с учётом всех предложенных жителями города вариантов.

В научной среде не обошлось без удивления по поводу выбора темы — при всей очевидности проблемы её научная составляющая не попадала в поле внимания исследователей. В мировой научной среде вопрос представлен шире и с разных позиций: исследованиями в области психологии, экологии, безопасности и ряда других. А мы попытались на основе системного подхода собрать воедино все факторы, обобщить существующий опыт и лучшие практики, проанализировать актуальные нормативные документы, накладывающие ограничения в решении этого вопроса. И наши публикации по этой теме читают в разных странах. Рассмотренная применительно к Красноярску ситуация характерна для всех мегаполисов мира.

Что касается влияния нашего исследования на действия городских властей — трудно судить. Город работает в этом направлении, и это уже хорошо. Наш отчёт по гранту в 2021 году не остался незамеченным, мы получили положительное заключение службы по контролю в области градостроительной деятельности края, главный архитектор города знаком с нашим исследованием.

Чем дальше, тем больше люди хотят иметь рядом четвероногих друзей. Владельцы собак чувствуют себя менее одинокими, легче справляются со стрессом и реже болеют — ежедневные прогулки с питомцем этому способствуют. И обеспечение качественного «проживания» собак рядом с людьми — это в том числе забота о комфорте и здоровье самого человека.

Похожие материалы