Обложка

Сопротивляясь санкциям

Максимальное за всю мировую историю количество санкций стало причиной сильнейшего геополитического кризиса, с которым Россия столкнулась в 2022 г. Какие проблемы в связи с этим возникают в экономике и что может переломить ситуацию? Ответ ищем в свежей монографии, у которой внушительный список авторов-экономистов: С.А. Самусенко, О.С. Нагаева, Ю.И. Черкасова, С.А. Козлова, Н.Г. Шишацкий, Е.Б. Бухарова, В.Ф. Лапо, Т.С. Зимнякова.

Монография «Экономика Ангаро-Енисейского макрорегиона: структурная трансформация в условиях геополитической неопределенности и нарастающих угроз экономической безопасности» (2023 г.) интересна в том числе потому, что указанный макрорегион объединяет 4 региона Восточной Сибири: республики Тыву и Хакасию, Красноярский край, Иркутскую область. То есть это про нас.

Мы беседуем со Светланой САМУСЕНКО, кандидатом экономических наук, ведущим научным сотрудником образовательно-исследовательского центра комплексных исследований пространственного развития регионов СФУ.

— Светлана Анатольевна, насколько повлияли на нас санкции?

— Прогнозы в отношении экономики России как страны-мишени санкций были неблагоприятными: по оценкам международных организаций ожидалось, что ВВП страны только в 2022 г. сократится на величину от 8,5 % до 12%. Реальные показатели российской экономики в 2022 г. оказались существенно лучше прогнозов. И всё же ВВП сократился на 2,1%.

— Если говорить в общем, то какой характер приобретает экономика страны в связи с геополитическим кризисом?

— Экономика страны приобретает мобилизационный характер. Это значит, что активно развиваются отрасли, которые работают на оборонно-промышленный комплекс, а также сектора, получающие государственную поддержку (строительство, сельское хозяйство, государственное управление). При этом в стадию стагнации входят отрасли, связанные с производством потребительских товаров.

— Как, на ваш взгляд, могут быть решены вопросы текущего выживания и долгосрочного устойчивого развития?

— Мы полагаем, что восстановление российской экономики будет опираться на развитие макрорегионов — укрупнённых территориальных образований, которые объединяют несколько сопредельных регионов, имеющих общие закономерности исторического развития и экономическую специализацию. Именно поэтому в фокусе нашего исследования находится Ангаро-Енисейский макрорегион — содружество четырёх регионов, расположенных по берегам рек Ангары и Енисея, у которых есть общие инфраструктурные и инвестиционные проекты.

— Какие проблемы препятствуют экономическому развитию этих территорий?

— Центральные проблемы развития Сибири и входящего в её состав Ангаро-Енисейского макрорегиона — это исторически сложившиеся паттерны ресурсного освоения. Структурные перекосы и отраслевые дисбалансы — застарелая проблема, без решения которой невозможно устранить негативные последствия сегодняшнего дня: отток человеческого капитала, деградацию окружающей среды, хроническую недоинвестированность социальной сферы и инфраструктуры, падение уровня и качества жизни, нарастание межрегионального неравенства.

До сих пор почти все сколько-нибудь значимые реализуемые и обсуждаемые инфраструктурные проекты пронизывает узкоцелевой характер — добыть и вывезти сырьё и полупродукты за пределы Азиатской России. В этом подходе отсутствует подчинение целям более высокого порядка, а именно национальному развитию и безопасности.

От того, насколько удастся переломить архаичный и поверхностный взгляд на Сибирь как неисчерпаемый источник финансовых ресурсов, будет зависеть и перспектива развития России.

Ещё одной проблемой, с которой столкнулась экономика страны, стало изменение экономических и транспортных коридоров, которые выявили недостаточность транспортно-логистической инфраструктуры в восточном направлении. Например, «узкое место», замедляющее транспортные потоки, это железнодорожный коридор Транссиба от Иркутской области до Забайкалья.

— Какие есть рекомендации для изменения стратегии?

— На наш взгляд, необходимо выделить базовый машиностроительный кластер — это ключевая отрасль, драйвер экономики. Она способна обеспечить производство средств производства за счёт внутренних резервов. Эта высокотехнологичная отрасль создаст мультипликативный эффект: сформирует заказ сектору образования и науки на кадры и технологии, создаст значительное число рабочих мест для высококвалифицированных работников.

— Как изменить «застарелые паттерны» ресурсного освоения Сибири?

— Наибольшего внимания и инвестиций требует хронически недофинансированная социальная сфера. Необходимо коренное преобразование облика малых и средних городов Сибири. Именно из-за низкого качества среды идёт постоянный отток населения.

По данным Всероссийской переписи, в период между 2010-2021 гг. численность постоянного населения СФО сократилась на 384,6 тыс. человек.

Необходимы вложения в программы увеличения рождаемости вторых и следующих детей; специальные программы льготного приобретения жилья для желающих жить в Сибири; инвестиции в образование и здравоохранение.

— Как повысить инвестиционную привлекательность региона?

— Наиболее быстро реализуемые меры — это улучшение организационно-правовых факторов инвестиционного климата и снижение административных барьеров для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Далее. Необходимо разработать и реализовать программу заселения Ангаро-Енисейского макрорегиона.

Для этого жизнь в регионе должна стать более привлекательной, чем в европейской части — суровость климата необходимо компенсировать высокими зарплатами, доступностью жилья, перспективами профессионального и карьерного роста.

Необходимо законодательно закрепить статус макрорегиона как зоны стратегических интересов России с соответствующей системой государственного протекционизма, федеральной поддержки первоочередных и наиболее приоритетных программ. При этом акцент следует делать не на выделении ресурсов, а на создании и поддержке необходимых институциональных условий для привлечения финансовых ресурсов от частных инвесторов (отечественных и зарубежных), государственных компаний и населения.

Хочется особо подчеркнуть, что не все факторы структурной трансформации экономических систем носят экономическую природу. На наш взгляд, основой дальнейшего развития Сибири должны стать не экономические, а гуманитарные ценности. Человек с его естественными потребностями и интересами должен стать точкой приложения усилий.

Заглавное фото — Ильи Наймушина

Похожие материалы