Обложка

Как ей противодействовать

О борьбе с коррупцией много говорят, немало делают. А ещё — учат этому. И сегодня мы беседуем с научным редактором учебного пособия «Основы профилактики коррупции в сфере образования» Ириной ДАММ, кандидатом юридических наук, руководителем департамента по профилактике коррупционных правонарушений.

— Ирина Александровна, что такое коррупция?

— В самом общем виде коррупцию можно определить как злоупотребление должностным (служебным) положением, публичным статусом в целях извлечения любой выгоды или преимущества. Коррупция — уникальный феномен, в его познание вовлечено значительное число гуманитарных наук: социология, политология, культурология, экономика, педагогика, психология и, конечно, юриспруденция.

— Традиционно считается, что коррупция — это вопрос юридический, экономический и этический.

— Часто упускается момент, что коррупция является отражением психологии человека. Этот аспект детально рассмотрен в одном из разделов нашего пособия, автором которого выступила Е.Ю. ФЕДОРЕНКО Например, так называемые психологические обмены — один из самых древних видов коррупционного поведения. Значимым, чувственным компонентом психологических обменов является симметричность взаимодействия. Например, вы чувствуете себя обязанным, если вам оказали услугу или помогли, и с большей вероятностью ответите взаимностью. В целом можно признать, что мы все коррумпированы нашими родственными отношениями, привязанностями и дружбой.

— Как возникла идея написать учебное пособие?

— В Российской Федерации был принят Национальный план противодействия коррупции на 2018–2020 гг. Во все федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям бакалавриата и специалитета поколения 3++ включена универсальная компетенция, которая выражается в способности выпускника высшей школы формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению.

Особенностью пособия, разработанного коллективом авторов СФУ, стало освещение опыта ведущих мировых вузов по предупреждению коррупционных проявлений: Массачусетский технологический институт, Стэнфордский, Гарвардский и Оксфордский университеты).

— Как давно появилась коррупция в российской системе образования?

— Коррупция известна нашему обществу издревле. Приведу известный исторический факт. Летом 1816 г. была раскрыта махинация, произошедшая в Императорском университете в г. Дерпт («дерптская афера»). Портному Вольтеру и фабриканту Веберу присвоили степени докторов права! Дело получило скандальную известность. Император Александр I приказал дипломы уничтожить. В университете отныне запрещалось производить присвоение учёных степеней во время «университетских роздыхов» (каникул). Ректора уволили, членов юридического факультета приказано в ректоры и деканы не избирать, пока они вновь не приобретут к себе доверие.

— В чём основная опасность развития коррупции в сфере образования?

— Опасность в том, что процесс воспитания и обучения сводится к сделке, к отношениям купли-продажи. Фактически безграмотный, но получивший диплом в результате использования коррупционных отношений врач, учитель, инженер, строитель, юрист или другой дипломированный специалист может искалечить не одну человеческую жизнь в процессе своей «профессиональной» трудовой деятельности. И развитие государства при отсутствии грамотных, квалифицированных специалистов имеет туманные перспективы.

Ещё одним негативным последствием коррупции в образовании является приобретение обучающимися «навыков» вступления в коррупционные отношения. У молодого поколения формируется привыкание к коррупции, готовность к вступлению в коррупционные отношения.

А в целом образовательная сфера несёт репутационные потери. Коррупция обесценивает благородный труд учителя.

— Есть ли ситуации, где коррупция включена в культурные традиции?

— Это интересный вопрос, развёрнутый ответ на который содержится в подготовленном Н.П. Копцевой параграфе нашего пособия. Так, подарки учителям от обучающихся и родителей являются эталоном повседневной российской культуры. И хотя сегодня наблюдается конфликт между образами учителя в культурной памяти традиционной эпохи, советской индустриальной эпохи и современной постиндустриальной эпохи, всё же отсутствие подарков учителям (на профессиональные праздники, 8 Марта или в связи с окончанием детьми школы), скорее будет переживаться в российском сообществе как негативный факт, как «перегиб», как разрушение традиций и культурных устоев. Здесь необходимо учитывать специфику культурной памяти российских граждан, принадлежащих к различным социокультурным группам.

— Опыт каких зарубежных стран по противодействию коррупции заслуживает особого внимания?

— Например, антикоррупционная политика азиатских стран. Традиционным примером страны, победившей коррупцию, является Сингапур. Как отмечал в своих мемуарах первый премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю, одним из важнейших факторов в борьбе с коррупцией является политическая воля высшего руководства страны. Известна его фраза: «Чтобы побороть коррупцию, начните с того, что посадите трёх своих друзей». Принцип, которого придерживался Ли Куан Ю при построении нового государства, — это принцип меритократии, или «правления достойных».

— Как антикоррупционные меры реализуются в России?

— В современной системе противодействия коррупции выделяется две группы способов: стимулирование бескорыстного поведения публичных служащих (работников) и ограничение использования ими своего публичного статуса в целях извлечения незаконной выгоды (преимущества).

Общество отдаёт предпочтение ограничительно-репрессивным мерам, заблуждаясь в их высокой эффективности. На наш взгляд, мерами стимулирования скорее можно создать благоприятные для жизни и работы условия, в которых человек добровольно откажется от вступления в коррупционные отношения.

Отличительная черта антикоррупционной деятельности, проводимой в СФУ, — активное участие в ней студенческих объединений. Так, с 2007 г. в университете действует Антикоррупционный студенческий клуб. В 2016 г. создан Центр противодействия коррупции и правовых экспертиз, а в 2020 г. — департамент по профилактике коррупционных правонарушений.

Модель предупреждения коррупции в СФУ по результатам Всероссийского конкурса «Лучшие кадровые практики в образовательной и научной сферах», проведённого Минобрнауки России в 2020 г., признана победителем в номинации «Лучшая антикоррупционная практика».

Похожие материалы