Пишите на е-мейл
— Ирина Владимировна, что такое интернет-коммуникация и чем она отличается от традиционного общения?
— С внедрением в социум интернета изменились условия общения, стиль и правила. Электронная фактура текстов дала толчок к организации новых речевых жанров, а традиционные жанры стали приобретать ранее не характерные черты. Возникают новые языковые формулы, графические знаки. Часто письменная речь уподобляется устной — из стремления ускорить процесс передачи сообщения.
В основе интернет-коммуникации лежит принцип интерактивности. Интерактивность — это способность вступать в диалог, причём такого рода взаимодействие может происходить не только между людьми, но и между человеком и компьютером, между человеком и порталом. В пособии мы описываем эти особенности — усиление диалогичности, разговорности общения, его экспрессивизацию и глобальное огрубление речи.
— А откуда взялась тенденция к огрублению общения, излишней экспрессии?
— Она обусловлена анонимностью интернет-общения, вытекающей из неё безнаказанностью. Стремление к экономии усилий и быстроте передачи информации также влечёт за собой примитивизм речи, неуместное сокращение слов и выражений, отсутствие стремления проверить речь на правильность и т.д.
Экспрессивизация, как кажется, связана с такой яркой особенностью виртуального общения, как языковая игра, которая иллюстрирует творческий потенциал не только отдельного человека, но и интернет-сообщества. Игровые лингвистические технологии сейчас активно применяются для привлечения внимания.
К указанным тенденциям можно добавить персонификацию общения. Интернет позволяет «открыть себя миру», выделиться из общей массы, продемонстрировать индивидуальность. Индивидуальность также проявляется в использовании никнеймов. Ник — это не просто сетевое имя, оно выполняет функцию презентации художественно-когнитивного образа пользователя.
— У интернет-коммуникации есть специфические жанры?
— Жанров много. Например, мем. Термин впервые был использован профессором Р. Докинзом в 1976 г. и определён как единица «культурной информации», воспроизводимое речевое клише, связанное с конкретной ситуацией или текстом. Есть основания говорить о мемах как об особом поликодовом интернет-жанре, в который могут преобразовываться тексты разных жанров — анекдоты, антипословицы, частушки. Особую популярность мемы приобрели в связи с пандемией Covid-19. Одним из самых популярных в 2020–2021 гг., пожалуй, стал мем про котов и Наташу.
Близки к мемам лайфхаки — советы и приёмы (часто шуточные), помогающие решить определённую бытовую проблему.
— Можно ли говорить о специфическом этикете сетевого общения?
— Да. Преодоление пространственно-временных ограничений, возможность синхронного и асинхронного общения со множеством интернет-пользователей, высокая степень анонимности и использование интернет-коммуникации во всех сферах человеческой деятельности привели к возникновению особого сетевого этикета. Возникли даже специфичные термины — сетикет, нетикет.
— И о чём напоминают пользователям правила сетикета?
— Общая рекомендация: помнить, что общение ведётся с живым человеком, а не с компьютером, относиться к собеседнику уважительно, стремиться к эффективному речевому взаимодействию.
— Не всегда в сети мы видим следование этим правилам…
— Вы правы, и есть целый ряд жанров, которые прямо противоречат нормам речевого общения. Это фейк, троллинг (и его разновидности: флейм, флуд, оффтоп, письма счастья, нигерийские письма), спам и другие. Конечно, они могут иметь и развлекательную функцию, но в любом случае засоряют коммуникацию, нарушают её ход, отвлекают от сути обсуждаемого вопроса.
— Как традиционные правила этикета трансформировались в интернет-коммуникациях?
— Например, произошла редукция этикетных формул: «пжл», «пж-ста», «плз», «спс», «споки», «с ДР», «с днюхой тя» и пр. Появилось специфичное приветствие «Доброго времени суток», которое связано с асинхронным общением.
Вообще, в форумах и чатах этикетные формулы носят необязательный характер.
Остро стоит проблема обращения на «ты» и «вы» в форумах. Общение на «ты» вроде бы позволяет вести диалог на равных, а кому-то воспитание не позволяет обратиться к незнакомому человеку на «ты». И модераторы могут прописать в правилах общения своих сообществ предпочтительную форму, например: «В нашем форуме мы все обращаемся друг к другу на «ты», потому что мы здесь одна большая Дружная семья».
— Есть ли какие-то основные правила работы с электронными письмами?
— По нормам этикета на электронное письмо необходимо отвечать в течение трёх дней, в идеале — в течение суток. Необходимо хотя бы уведомить собеседника о получении письма и сообщить, когда будет дан ответ. Если же случилась задержка с ответом, то желательно использовать формулы извинения: «Извините за некоторую задержку», «Прошу прощения за молчание, только что вернулась из отпуска», «Приношу извинения, что не ответил (а) сразу» и пр.
— Переписка между преподавателем и студентом считается деловой или личной?
— Такой вид общения относится к деловому. Однако степень формализации в этом случае более мягкая, чем требует традиционное деловое письмо.
Если обмен письмами по электронной почте ведётся по законам частной деловой переписки, то общение в социальных сетях как раз имеет характер личной переписки. В связи с этим многие преподаватели рекомендуют студентам по учебным вопросам обращаться именно по электронной почте, а сообщения в социальных сетях игнорируют, чтобы не нарушать социальную дистанцию. Это обоснованное требование, так как социальная сеть — своего рода личное пространство человека, где он отдыхает, общается с друзьями. Здесь поздние сообщения с обилием вопросов или претензиями являются признаком отсутствия культуры делового общения, проявлением невежливого поведения.
Хотите, чтобы ваше электронное общение было эффективно? Следуйте правилам этикета.