Обложка

Разложить по полочкам

Сетование на то, что современный человек тонет в море информации, давно стало общим местом. А как не потонуть? Об этом — учебное пособие «Психологические основы структурирования информации в профессиональной деятельности», которое в данный момент находится в очереди на вёрстку в издательстве СФУ (видите, мы представляем вам, можно сказать, рукопись!). Авторы: Г.Р. РЫБАКОВА, Е.А. ФЕДЧЕНКО, И.В. КРОТОВА, В.М. ЛЕОНТЬЕВ.

Мы беседуем с Галиной Рыбаковой, кандидатом биологических наук, доцентом Института торговли и сферы услуг.

— Галина Раисовна, скажите, современный человек по-другому воспринимает информацию?

— Да, буквально с раннего детства человек не расстаётся с цифровыми средствами получения информации, при этом увеличение количества «поглощаемой» информации не даёт прироста знания в силу «клипового мышления» (тенденция к поверхностному считыванию).

Произошло снижение мотивации к чтению профессиональных текстов и способности восприятия больших объёмов текстовой информации.

Поменялась и среда в образовательном процессе, где иные самоидентификация, цели и потребности человека.

В развитии детей отмечаются противоположные тенденции, не свойственные предыдущим поколениям. С одной стороны, новые навыки даются им быстрее и легче. С другой стороны, когнитивное развитие, уровень эмоционального состояния, стремление к деятельности резко снизились за относительно небольшой временной отрезок.

Всё это заставляет иначе смотреть не только на школьника или студента, но и на молодое поколение профессионалов. Необходимо структурировать смысловое наполнение профессиональной информации. Структурирование позволяет преобразовывать информацию за счёт изменения расположения информационных блоков, элементов, благодаря чему восприятие и усвоение целевой аудиторией передаваемых смыслов оптимизируется.

— Связано ли плохое усвоение информации с тем, что она преимущественно воспринимается с цифровых носителей?

— В том числе. Окуломоторные (глазодвигательные) реакции при считывании цифровых изображений сказываются на показателях утомляемости центральной нервной системы. Чтение пиксельных изображений приводит к перегрузке зрительного аппарата и зон мозга, ответственных за восприятие и переработку информации. Искажение аккомодационного механизма глаз оказывает влияние на рефлексы положения тела и осанку, а изменения осанки за счёт неадекватной работы тонической мускулатуры снижают поступление кислорода и питания как к мозгу, так и другим системам организма. Вот такая печальная цепочка влияний.

— И какие здесь могут быть советы?

— Во-первых, имеет смысл вернуться к прежнему восприятию текстов с бумажных носителей. Во-вторых, поскольку цифровизация образовательного процесса неизбежна, следует целенаправленно изменять структуру информационного массива, чтобы иметь возможность сгладить сниженную остроту восприятия и усвоения новой информации.

Психофизиологами доказано, что научение начинается с удивления, или иначе — с рассогласования прежнего опыта. Рассогласование происходит, когда возникает необходимость в достижении результата, относительно которого нет никакого опыта — ни о результате, ни о пути его достижения. Это и есть начало научения.

Чтобы помочь человеку запомнить важное, нужно уметь рассогласовывать его опыт и результат обучения. Если не уделять этому внимания со стороны педагога (управленца, руководителя), то обучаемый сделает это сам: рассогласуется, но не в рамках той мотивации, которая направлена на обучение, а в рамках собственной мотивации, неоптимальной для обучения (например, чтобы «сдать и забыть»).

При работе в группе легче вместе захотеть достичь результата. В самостоятельной работе мотивация поддерживается последовательностью подачи новой информации, при которой степень рассогласования нового и прежнего знания будет оптимальной.

— А та культура, в которой обучается человек, влияет на усвоение смыслов?

— Да. Приведу такой пример. Вот представьте, что перед вами 3 картинки, на которых изображены курица, трава и корова. Корова для вас скорее с чем ассоциируется — с курицей или травой?

На самом деле здесь могут быть разные типы классификации.

Если отбирать по признаку «одна и та же группа», в данном случае животные, то корова и курица будут вместе. Такой вариант классификации наиболее характерен для американской и западной культуры. Китайской и русской присуща классификация по отношениям. Т.е. у нас корова ассоциируется с травой.

Такое отличие принято определять как два синдрома восприятия и типа познания. Это аналитизм, где, чтобы познать, надо раздробить. И холизм, где познают, изучая целое. Так вот показатели аналитизма в США в два раза выше, чем в России. А у Китая вдвое меньше, чем у нас. В западно-европейской цивилизации знания связаны с практическими целями, с потребностями рынка, а в русской — в бОльшей степени с фундаментальными основами мира. И эту ментальность следует учитывать при организации как учебной работы, так и профессиональной деятельности.

— Возвращаясь к структурированию информации: какие здесь могут быть методы, приёмы?

— Приёмы различны: тезирование, комментирование, визуализация и др. Пользуется популярностью метод интеллект-карты — это преобразование информации в визуальный образ путём построения схем. Иначе этот метод называется mind mapping (отображение разума). Mind map представляет собой потенциально бесконечную сеть разветвляющихся, сходящихся или расходящихся ассоциаций. Этот метод применяют для лучшего понимания внутренних взаимодействий в изучаемой системе.

В любом случае в основе выбора приёмов структурирования информации должно лежать знание основных психологических, психофизических закономерностей, которые повысят эффективность усвоения информации и её запоминания.

Похожие материалы